Аркалыкский педагогический институт им. И. Алтынсарина

  • Главная
  • Информация о результатах реализации стратегического плана вуза

Информация о результатах реализации стратегического плана вуза

Информация о результатах реализации стратегического плана вуза

Постаккредитационный мониторинг деятельности АркПИ им. И. Алтынсарина, проводился в рамках плана мероприятий по реализации рекомендаций ВЭК и осуществлялся в соответствии с требованиями положения о проведении постаккредитационного мониторинга.
По результатам проведения институциональной аккредитации, внешняя экспертная комиссия сформировала 50 рекомендаций по улучшению деятельности вуза и образовательных программ. Для реализации рекомендаций в институте был разработана дорожная карта на 2017-2021 год.
Результаты выполнения запланированных мероприятий кафедры химии, биологии и географии за 2018-2020 годы следующие:

Стандарт «Стратегическое развитие и обеспечение качества»

По рекомендации «Привлекать к обсуждению и формированию миссии, стратегических целей и задач вуза педагогическую общественность данного региона, студентов и других заинтересованных лиц».
Ежегодно на заседаниях кафедры химии, биологии и географии обсуждается выполнение мероприятий по стратегическому плану развития Аркалыкского педагогического института им. И. Алтынсарина на 2017-2021 годы (протокол №1 от 27.08.2019 г.; протокол №3 от 04.10.2019 г.), Отчет по планированным работам на 2019 год рассмотрен на заседании кафедры от 08.01.2020 г., Протокол № 6.
Старший преподаватель кафедры химии, биологии и географии Болтирик М. опубликовал статью «Мамандық таңдау – болашаққа бастар жол» в городской еженедельной газете «Аркалык хабары», №14 (757) (12.04.2019 г.).
Также, в социальных сетях института Facebook, Twitter, Instagram публикуются достижения, новости и информации о выполненных работах согласно стратегическому плану развития Аркалыкского педагогического института им. И. Алтынсарина на 2017-2021 годы.
У кафедры химии, биологии и географии имеется канал Instagram kafedra_hbg, где проводятся разъяснительные работы, обратная связь со студентами и публикуются достижения кафедры.
В сентябре, октябре и январе каждого учебного года студенты, обучающиеся по образовательным программам кафедры химии, биологии и географии, обсуждают стратегические задачи и направления развития вуза на 2017-2021 годы, определяют необходимые позиции и качества будущих педагогов. В 2019-2020 учебном году студентами кафедры был организован и проведен воспитательный час на тему «Миссия – залог социального развития».
С целью реализации рекомендации «Предусмотреть альтернативные планы достижения стратегических целей на случай предвиденных рисков»
Ежегодно кафедрой химии, биологии и географии рекомендуется ППС на целевое обучение в докторантуре. Например, на 2018-2019 учебный год были получены 2 места в докторантуру по ОП 6В01505-Биология и ОП 6В01506-География, и 2 преподавателя обучаются по программе докторантуры в КазНПУ имени Абая: Калдарбекова А. (ОП «Биология») и Калкашев С. (ОП «География»). Также, на 2019-2020 учебный год кафедра рекомендовала 2 преподавателей ОП «География» на поступление в целевую докторантуру (получено 1 место), но в связи с отсутствием сертификата IELTS и необходимого уровня знания английского языка претенденты не оформляли документы на докторантуру КазНПУ имен Абая. Только в 2019-2020 учебном году в связи с успешной сдачей английского языка (Duo) преподаватель Салимжанов Н.О. поступил в докторантуру по специальности «География» в КазНПУ имени Абая.
В 2020-2021 учебном году на кафедру химии, биологии и географии с 01.09.2020 года принята Тасбулатова Г.С., выпускница 2020 года PhD докторантуры по специальности 6D060700-Биология ЕНУ им.Л. Н. Гумилева.

Стандарт «Руководство и менеджмент»

По рекомендации «Совершенствовать систему информирования решений коллегиальных органов управления всех заинтересованных сторон: обучающихся и их родителей, ППС, работодателей».
Регулярно на заседаниях кафедры химии, биологии и географии проводится протокольное обсуждение решений Ректората и Ученого совета в целях информирования ППС и реализации решений для достижения выполнения задач и планов института. На заседании кафедры от 4.12.2019 года (Протокол №5) были рассмотрены вопросы пополнения электронного ресурса, и размещения видеолекции в Youtube канале института. 6 февраля 2019 года было принято решение кафедры о внедрений элективных курсов направленных на развитее цифровых компетентности обучающихся: компьютерная химия, биоинформатика и биофизика, основы геоинформатики и ИКТ в инклюзивном образовании в ОП на прием 2019 года (Протокол №7).
Каждый учебный год кафедра химии, биологии и географии приглашает работодателей – учителей и директоров средних школ г.Аркалыка к заседание кафедры для обсуждения хода реализации образовательных программ 6В01504-Химия, 6В01505-Биология, 6В01506-География, 6В01510-Химия-Биология, 6В01511-География-История, 6В01512-Биология-География. 9 января 2020 года на очередном заседании кафедры химии, биологии и географии приняли участие следующие учителя: Тасмагамбетова Алмагуль Галимжановна, учитель химии гимназии им.Ы.Алтынсарина, Нуртазина Халия Сейфуловна, учитель биологии средней общеобразовательной школы № 6, Жумагулова Толганай Сериковна, учитель географии средней общеобразовательной школы № 1 им. Ш. Уалиханова, Таскожин Кайрат и директор средней общеобразовательной школы № 2, учитель-исследователь географии Зайнуллин Мурат Рауилович.
Старший преподаватель кафедры химии, биологии и географии Болтирик М. опубликовал статью «Мамандық таңдау – болашаққа бастар жол» в городской еженедельной газете «Аркалык хабары», №14 (757) (12.04.2019 г.), где рассматриваются достижения выпускников и студентов образовательных программ кафедры ОП 6В01504-Химия, ОП 6В01505-Биология и ОП 6В01506-География.
По рекомендации «Более активно проводить работу по выявлению степени удовлетворенности работодателей реализуемыми в вузе ОП».
Кафедра химии, биологии и географии с целью определения удовлетворенности работодателей уровнем знаний, компетентности и спроса на рынке труда в период с 29.10.18 г. по 05.11.18 г. провела анкетирование среди учителей и директоров средней общеобразовательной школы №1 им. Ш. Уалиханова, средней общеобразовательной школы №3 им. Б.Майлина, средней общеобразовательной школы №4, средней общеобразовательной школы №5 им.М. Ауэзова и средней общеобразовательной школы №6. Результаты анкетирования были обсуждены на заседании кафедры (протокол №4 от 07.11.2018г.) для оценки нынешнего состояния ОП, слабые и сильные стороны образовательного процесса, и они были предпосылками для планирования развития ОП на последующий учебный год. По итогам анкетирования, мнение руководителей школ выглядит следующим образом:
1. В настоящее время обеспеченность школ квалифицированными кадрами на хорошем уровне
2. Прием на работу специалистов осуществляется как напрямую при собеседовании, так и через ярмарки ваканции;
3. В динамике развития школьного коллектива в ближайшие 5 лет наблюдается значительный рост объемов работы;
4. Качество знаний выпускников АркПИ оценивается как «хорошо» (80%);
5. Специалисты АркПИ имеют высокую профессиональную подготовку по сравнению с другими вузами (80%).%);
6. Ожидаемые результаты от выпускников института: наличие общего теоретического образования (33%), специалисты, владеющие современными методами обучения (27%) и имеющие практические навыки (20%) ;
7. В целом для специалистов важно наличие качеств ответственности (33%), творческого мышления (27%) и профессионального интереса (20%).;
8. Выявлена недостаточность специалистов, ведущих занятия в русских классах, специалистов по биологии, географии, химии и др.
В 2019-2020 учебном году для изучения мнения учителей-предметников об удовлетворенности выпускниками нового поколения АркГПИ им. И.Алтынсарина в системе обновленного содержания среднего образования было проведено анкетирование в школах № 10, №6, №4 и гимназии им.И. Алтынсарина г.Аркалыка, также в некоторых школах Акмолинской области в марте 2020 года. Результаты анкетирования следующие (протокол №8 от 04.03.2020г.): в настоящее время обеспеченность образовательных учреждений квалифицированными педагогами на хорошем уровне. Оценка уровня овладения выпускниками методов и принципов преподавания в обновленном содержании образования показали следующие результаты:
- стиль написания поурочного плана занятий (КСП) и преподавания - 100%;
- преподавание согласно обновленному содержанию среднего образования - 80%;
- предпочтение традиционных методов преподавания - 51,7%;
- умение применять информационные технологии на уроках - 86,2 %.
В заключение, необходимо отметить что, большинство выпускников владеют системой коммуникативной работы, понимают принципы новой учебной программы, но наблюдается неполное освоение системы оценивания. То есть, были выявлены трудности в организации формативного и суммативного оценивания. Большинство педагогов умеют использовать способы обновленной программы системы образования, но все еще пользуются элементами традиционного обучения.

Стандарт «Образовательные программы»

По рекомендации «Активизировать деятельность по привлечению работодателей к разработке и реализации образовательных программ»
В 2019-2020 учебном году на очередном заседании кафедры химии, биологии и географии (Протокол №6 от 09.01.2020 г.) был обсужден ход реализации и разработки образовательных программ на прием к 2020 году с участием рабочей группы внешней экспертной группы. На заседании кафедры в качестве членов внешней экспертизы приняли участие следующие учителя общеобразовательных школ г. Аркалыка: учитель химии гимназии имени Ы.Алтынсарина Тасмагамбетова Алмагуль Галимжановна, учитель биологии средней общеобразовательной школы-гимназии № 6 Нуртазина Халия Сейфуловна, учитель географии средней общеобразовательной школы № 1 имени Ш.Уалиханова Жумагулова Толганай Сериковна, учитель биологии Тасқожин Қайрат, директор школы, учитель географии средней общеобразовательной школы № 2 Зайнуллин Мурат Рауилович.
В связи с обновлением содержания системы среднего образования в Казахстане учителями школ были рассмотрены вопросы по определению содержания образовательных программ и ожидаемых результатов подготовки будущих молодых педагогов-специалистов. По рекомендациям членов рабочей группы были внедрены такие вопросы, как составление заданий СОР и СОЧ по таксономии Блума, освоение современных информационных технологий, формирование экологической компетентности в содержание дисциплин по всем образовательным программам кафедры 6В01504-Химия, 6В01505-Биология, 6В01506-География, 6В01510-Химия-Биология, 6В01511-География-История, 6В01512-Биология-География (http://esuvo.platonus.kz).
По мнению рабочей группы по разработке образовательных программ, оценки качества образования, было определено, что процесс реализации образовательных программ на кафедре осуществляется в соответствии с требованиями содержания системы среднего образования.
Кафедра химии, биологии и географии регулярно публикует на сайте института (https://api.kz/index.php/ru/novosti) информацию о реализации ОП «Биология», ОП «География» и ОП «Химия» для информирования работодателей. Основные учебно-методические и учебно-воспитательные, научно-исследовательские мероприятия, согласно плана кафедры оповещается на сайте своевременно, также проведенные институциональные, факультетские и кафедральные открытые занятия, разработанные новые образовательные программы, планы развития ОП, отчеты по плану развития ОП. Достижения ППС кафедры в виде портфолио ежегодно обновляется в начале нового учебного года.
С целью реализации рекомендации «Провести работу по совершенствованию академического календаря, сроков проведения всех видов практик; рассмотреть возможность внедрения элементов дуального образования»
Все виды практик отражаются в образовательных программах и рабочих учебных программах. График проведения всех видов практик по образовательным программам ежегодно обсуждается на заседании кафедры химии, биологии и географии.
В целях реализации Стратегического плана Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2017-2021 годы «Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2016-2019 годы», «План Нации - 100 конкретных шагов для реализации Пяти институциональных реформ» осуществляется дуальное образование в Аркалыкском педагогическом институте имени И. Алтынсарина.
В 2018-2019 учебном году на основании соглашений о двустороннем сотрудничестве по реализации дуального обучения между учреждением и организацией образования, приказом института от 10 сентября 2018 года №340, от 25 сентября 2018 года №375 и от 26 ноября 2018 года №481, с сентября по ноябрь 2019 года 6 студентов прошли дуальное обучение в организациях образования (Таблица 1).

Таблица-1. Список студентов, получивших дуальное образование за 2018-2019 учебный год

Наименование образовательных учериждений

№ приказа

ФИО студента

ОП 5В011200-Химия

1

Акмолинская обл. Жаркаинский район, Тасоткельская ОШ

№340 от 10.09.18г

Кенжеғали Ақгүл

2

Костанайская обл. Амангельдинский р-н, СШ с. Жана ауыл

№340 от 10.09.18г

Жаркеева Айдана

3

г. Аркалык, СОШ с. Целинный

№481 от 26.11.18г

Насуха Асылзат

4

Костанайская обл. Карасуский р-н,   с. Комсомольское, Ильичская СШ

№375 от 25.09.18г

Арыстан Зана

ОП 5В011300-Биология

5

Акмолинская обл. Жаркаинский район, СШ с. Омирлик

№340 от 10.09.18г

Ізбасар Айдана

6

Костанайская обл. Наурзумский р-н, Раздольненская средняя школа

№340 от 10.09.18г

Абасов Уразалы

В 2019-2020 учебном году приказом Института №279 от 1 октября 2019 года с начала учебного года 12 студентов прошли дуальное обучение в организациях образования (Таблица 2).

Таблица-2. Список студентов, получивших дуальное образование за 2019-2020 учебный год

Наименование образовательных учериждений

№ приказа

ФИО студента

ОП 5В011200-Химия

1

Костанайская обл. Наурзумский р-н С. Караменды, Жамбылская СШ

№279 от 1.10.19г

Жолдас Аякөз Аманкелдіқызы

2

Акмолинская обл. Жаркаинский район, Нахимовская ОШ

№279 от 1.10.19г

Әбдірахман Лаура Батырқызы

3

Акмолинская обл. Жаркаинский район, село Тасоткель, Тасоткельская ОШ

№279 от 1.10.19г

Теңізова Шынарай Мырзакелдіқызы

4

Карагандинская обл. Улытауский р-н С. Терсаккан, Терсакканская СШ №9

№279 от 1.10.19г

Есболат Әсел Есболатқызы

5

Акмолинская обл. Ерейментауский р-н

 Олентинская СШ

№279 от 1.10.19г

Райымбекова Дилноза Шухратбековна

6

Акмолинская обл. Ерейментауский р-н

 Олентинская СШ

№279 от 1.10.19г

Худайбергенова Мамура Шакирбековна

ОП 5В011300-Биология

7

Костанайская обл. Наурзумский р-н,     с. Шолаксай, Шолаксайская СШ

№279 от 1.10.19г

Совет Шыңғысхан Батырханұлы

8

Костанайская обл. Наурзумский р-н, Албарбогетский С. О., село Колкамыс, ОШ им. А. Нурманова

№279 от 1.10.19г

Сәтай Мадина Қарсақбайқызы

9

Карагандинская обл. Улытауский р-н С. Терсаккан, Терсакканская СШ №9

№279 от 1.10.19г

Өмірханова Сымбат Болатбекқызы

10

Акмолинская обл.  г. Ерейментау,

СШ №4

№279 от 1.10.19г

Мысырова Диана Дәуренқызы

ОП 5В011600-География

11

Костанайская обл. Амангельдинский р-н С. Байгабыл, С. Нурмановская СШ

№279 от 1.10.19г

Жарылқасын Тоғжан Мырзақасымқызы

12

г. Аркалык, СОШ с. Целинный

№279 от 1.10.19г

Әділбай Тұрар

Мониторинг внедрения принципов дуального образования за последние 3 отчетные учебные годы представлен в рисунке 1. Согласно данным, приведенным в Рисунке -1 наблюдается ежегодный рост студентов, обучающихся по дуальному образованию.


Рисунок 1. Мониторинг количества студентов, обучающихся по дуальному принципу образования

По рекомендации «Пересмотреть перечень элективных дисциплин в соответствии с логикой и последовательностью освоения профессиональных компетенций по конкретной специальности»
Ежегодно каталог элективных дисциплин обновляется с учетом рекомендации работодателей при разработке образовательных программ 6В01504-Химия, 6В01505-Биология, 6В01506-География (Таблица 3).

Таблица 3. Сведения об обновлении содержания образовательных программ

Образовательные программы

Наименование элективных курсов

2018-2019 учебный год (протокол №7 от 06.02.2019г.)

1

6В01504-Химия

1. Строение вещества

2. Организация химического эксперимента проектным методом

3. Зеленая химия и инженерия

2

6В01505-Биология

1.      Биофизика и биоинформатика

2. Методика проведения биологического эксперимента и решения задач

3. Методика преподавания биологических процессов

3

6В01506-География

1.      Основы геоинформатики

2. Методика проведения географических исследований и решения задач

3. Методика преподавания естествознания

2019-2020 учебный год (протокол №7 от 05.02.2020г.)

1

6В01504-Химия

Бейорганический и органический синтез

2

6В01505-Биология

Биогеография

3

6В01506-География

Общественная география

Сокральная география Казахстана

С целью реализации рекомендации «Внедрить систему дополнительного образования с учетом требований регионального рынка труда, в том числе особенностей МКШ»
Региональный центр «BILIM» Аркалыкского педагогического института имени И. Алтынсарина организовал курсы повышения квалификации для учителей школ и колледжей г.Аркалыка Костанайской области на тему: «Жаратылыстану пәндерін оқытуда үштілді білім беру бағдарламаларындағы CLIL-әдісін қолдану» с 21.01.2019 г. по 02.02.2019 г. (лектор – PhD Коразбекова К.У.).
С целью внедрения системы дополнительного образования с учетом требований регионального рынка труда, в том числе особенностей МКШ, изданы учебно-методические указания для педагогического коллектива МКШ на тему «Химия және биология бойынша кіріктірілген сабақ өткізу әдістемесі».

Стандарт «Студентоцентрированное обучение, преподавание и оценка успеваемости»

По рекомендации «Совершенствовать систему обратной связи по использованию различных методик преподавания и контроля знаний»
Осуществление контроля знаний студентов через социальную сеть, т. е. отправка заданий, оценка и контроль СРС постоянно осуществляется преподавателями кафедры (электронная почта, VK, You Tube, WhatsApp, Twitter, Instagram).
Новости и достижения кафедры химии, биологии и географии активно публикуются в социальных сетях, например в Instagram - kafedra_hbg и производится обратная связь со студентами. Для корпоративного общения есть система PLATONUS (http://platon.pi.kz/). В ней реализованы такие функции как отправка массовых рассылок сообщений студентам и ППС, оповещения студентов и преподавателей объявлениями. С 2020 года в связи с переходом в дистанционную форму обучения был подключен модуль «Задание» для обмена заданий промежуточного, рубежного и текущего контроля и обратной связи.
В учебный процесс были внедрены учебно-методические рекомендации «Химия және биология бойынша кіріктірілген сабақ өткізу әдістемесі» и «Биологияны оқытуда дамыта оқыту технологиясын қолдану» в 2018 году.
Разработанные видео уроки профессорско-преподавательского состава кафедры химии, биологии и географии по графику размещается в Youtube канале института. Сведения о написанных видеолекций за 2018-2019 и 2019-2020 учебные годы показаны в таблице 4.

Таблица 4. Подготовленные видеолекции на кафедре химии, биологии и географии

Дисциплина

Темы

Ответственные

2018-2019 учебный год

Физикалық химия

Химиялық термодинамика

старший преподаватель, магистр Хамит А.Ж.

Химиялық термодинамиканың заңдары

Химиялық процестердің бағыттары

Ерітінділердің жалпы сипаттамасы

Химиялық кинетика

старший преподаватель, магистр Досмагулова К.К.

Химиялық және фазааралық тепе-теңдік

Беттік құбылыстар. Адсорбция.

Электрохимия негіздері

Адам анатомиясы

 

Тәнтану, міндеттері

старший преподаватель, магистр Амиров М.С.

Сүйектер туралы ілім

Бұлшықеттер физиологиясы

старший преподаватель, PhD Ермекбаева А.Т.

Бұлшықеттер түрлері, қызметті

Тыныс алу физиологиясы

старший преподаватель, магистр Жиенбай С.Б.

Ішкі секреция бездері. Гормондар.

Қан айналым

старший преподаватель, PhD Қоразбекова К.У.

Жүректің құрылысы, қызметі

Қазақстанның физикалық географиясы

 

Қазақстанның географиялық орны

старший преподаватель

Бөлтірік М.Ы.

Қазақстанның географиялық құрылысы

Қазақстанның климаты

старший преподаватель

Нурханов М.А.

Қазақстанның ішкі сулары

Қазақстанның флорасы мен фаунасы

старший преподаватель, магистр Балыкбаева Г.Ш.

Қазақстанның табиғи зоналары

Қазақстан территориясының физикалық-географиялық аудандастырылуы

старший преподаватель, магистр Иманкулов К.Е.

2019-2020 учебный год

Ботаника

Өсімдіктер әлемінің пайда болуы және дамуы

старший преподаватель, магистр  Амиров М.С.

Өркен және өркендер жүйесі

Өсімдіктердің вегетативтік мүшелері

старший преподаватель, PhD Ермекбаева А.Т.

Гүл және жеміс

Клетка туралы ілім

старший преподаватель, магистр Жиенбай С.Б.

Өсімдіктердің экологиялық топтары және тіршілік формалары

Өсімдік ұлпалары

старший преподаватель, PhD Қоразбекова Қ.У.

Көбею

Ұрық пен өскін гүлді өсімдіктер онтогенезін бастапқы кезеңі

старший преподаватель, магистр Кемелбаева А.К.

Сабақтың анатомиялық құрылысы

Химиялық технология

Химиялық өндірістердің маңызы мен дамуы

старший преподаватель, магистр Нуркенова А.Д.

Химиялық өндірістердің шикізаты

Химиялық өндірістердегі судың алатын орны және суды тазалау

Отынды химиялық өңдеу

старший преподаватель, магистр Досмагулова К.К.

Байланысқан азот технологиясы

Минералды тыңайтқыштар өндірісі

Үлкен молекулалы қосылыстар технологиясы

 

 

 

 

Казақстанның экономикалық және әлеуметтік

географиясы

 

 

Қазақстанның металлургия және машина жасау өнеркәсібі

старший преподаватель

Болтирик М.Ы.

Қазақстан Республикасының экономикалық географиялық жағдайы және табиғи ресурстары

старший преподаватель Нурханов М.А.

 

Қазақстанның химия және құрылыс материалдары өнеркәсібі

старший преподаватель, магистр Балыкбаева Г.Ш.

Қазақстанның агроөнеркәсіптік кешені. Тамақ және жеңіл өнеркәсіп салалары

старший преподаватель, магистр Иманкулов К.Е.

Қазақстанныңотын- энергетикалық кешені

старший преподаватель Байгукин Г.Т.

Қазақстанның көлік кешені және аумақтық- өндірістік байланыстары

преподаватель

Салимжанов Н.О.

По рекомендации «Провести работу по дальнейшему совершенствованию содержания образования, технологий обучения в контексте развития функциональной грамотности и критического мышления студентов»
9 апреля 2019 года состоялся вебинар (онлайн-семинар) с использованием проприетарного программного обеспечения Skype по актуальным вопросам преподавания в вузах в связи с обновлением содержания образования в стране на тему «Қазіргі білім беру саласындағы оқытудың өзекті мәселелері» с вузами Казахстана. В вебинаре приняли участие профессорско-преподавательский состав кафедры химии, биологии и географии и методисты, преподаватели, студенты, магистранты, докторанты и ученые-методисты КазНПУ имени Абая (Алматы) и ЮКГПУ (Шымкент). На работе онлайн-семинара от имени кафедры выступали доктора PhD Коразбекова К.У.и Ермекбаева А.Т. по теме «Химия, биология пәндерін ағылшынша тиімді оқыту жолдары». Также, от КазНПУ к.п.н., доцент Жумагулова К.А. поделилась мнениями на тему «Болашақ маман дайындаудың өзекті мәселелері», к.п.н., доцент Карабаева Ш.Ш. выступала с докладом «Оқыту үлгілеріне жаңа талаптар» и была обсуждена тема «Химия пәнін жаңартылған бағдарлама бойынша оқытудың әдістемелік ерекшеліктері» докладчика к.п.н., доцента Унербаевой З.У. Следующая сторона вебинара от имени ЮКГПУ, к.с/х.н., доцент Халикова Г.С. онлайн презентовала свой доклад на тему «Блум таксономиясы бойынша қалыптастырушы бағалау тапсырмаларын құрастыру жолдары».
Кафедра химии, биологии и географии проводил ежегодно онлайн-конкурс среди студентов 4 курса ОП «Биология», ОП «География» и ОП «Химия» на тему «Еңбек жолына сәттілік, болашақ маман». Конкурс проводился в онлайн режиме во временно созданной web-платформе файл-обменник (docum.api.kz) в период с 11 февралья по 10 апреля 2019 года в течение прохождения производственной практики студентов 4 курса. В платформу были регистрированы все студенты, общее количество 48 студентов, у кождого был свой логин и пароль для входа в систему. По положению конкурса участники загружали свои открытые видеоуроки, лучшие краткосрочные планы, портфолио. Целью конкурса является развитие педагогических навыков молодых практикантов, проявление любви к своей профессии, стимулирование и поддержка будущих педагогов. 2018-2019 учебном году по решению конкурсной комиссии были награждены следующие студенты-практиканты: по ОП «География», номинация «Ең үздік сабақ жоспары» студент Алиайдар Бегайым Кайыржанқызы, номинация «Ең үздік портфолио» Умиртай Коркем Калдыбайкызы, по ОП «Химия» была присвоена номинация «Ең үздік сабақ жоспары» студенту Кемелхары Наргиз Нурлыбеккызы, номинация «Ең үздік ашық сабақ» Орынова Амина Абуовна, номинация «Ең үздік портфолио» Наурызбек Куннур Наурызбековна. По ОП «Биология» присвоена номинация «Ең үздік портфолио» студенту Жундибай Жайна Турганкызы.
2019-2020 учебном году по итогам конкурса «Еңбек жолына сәттілік, болашақ маман» были награждены студенты 4 курса:

ФИО студентов

Образовательные программы

Диплом I степени За лучшую работу

1

Шайқығали Алтынай

5В011200-Химия

2

Аманжолова Алтынай

5В011300-Биология

3

Абдикайым Ұлжалғас

5В011600-География

 «Лучший классный час»:

1

Райымбекова Дилноза

5В011200-Химия

2

Ерасыл Жансая

5В011300-Биология

3

Бердалы Лаура

5В011600-География

 «Лучший план урока»:

1

Әбдірахман Лаура

5В011200-Химия

2

Мысырова Диана

5В011300-Биология

 «Лучший открытый урок»:

1

Худайбергенова Маъмура

5В011200-Химия

2

Орынбасар Аида

5В011300-Биология

3

Оспанова Айзат

5В011600-География

«Лучшая внеклассная работа»:

1

Сейілханова Айгерім

5В011300-Биология

 «Лучшая суммативная оценка»:

1

Болат Меңдікөл

5В011300-Биология

Стандарт «Обучающиеся»

С целью реализации рекомендации «Разработать и реализовать мероприятия по привлечению контингента обучающихся, с учётом расширения географии»
С целью привлечения контингента студентов по образовательным программам «Химия», «Биология» и «География» совместно с выпускниками АркПИ в районах Акмолинской, Западно-Казахстанской и Костанайской областей ежегодно в апреле проводятся онлайн-презентации. В связи с тем, что Интернет районных школ не подходит для онлайн-презентаций, следующими выпускниками ежегодно презентуются видеоролики о кафедре химии, биологии и географии, презентации и буклеты.
1. Орынбай Тұралы Орынбайұлы в 2017 году окончил Аркалыкский педагогический институт им. И.Алтынсарина по специальности 5В011600-География. В настоящее время работает в средней школе имени Сапара Ергалиева отдела образования акимата Тарановского района Костанайской области. 17 апреля 2019 года АркПИ провел агитационную презентацию для школьников по специальностям 6В01504 - Химия, 6В01505 - Биология, 6В01506 - География, 6В01505 - Химия - Биология, 6В01511 - География - История.
2. Даурен Алдияров Абдахатович окончил Аркалыкский педагогический институт им.И. Алтынсарина в 2014 году по специальности 5В011600-География. В настоящее время работает учителем географии в Запорожской средней школе Жаксынского района Акмолинской области. 22.04.2019 года для учащихся Запорожской средней школы была проведена агитационная работа о АркПИ.

3. Муратов Санжар Абзалович выпускник 2015 года Аркалыкского государственного педагогического института имени И. Алтынсарина. Закончила специальность 5В011600-География. В настоящее время работает заведующим Каратобинского районного методического отдела образования, г. Уральск Западно-Казахстанской области. 05.04.2019 года для учащихся Каратобинской школы-гимназии была проведена агитационная работа о АркПИ.
По рекомендации «Провести работу по внедрению полиязычного образования, провести работу по развитию языковых навыков английского языка»
ППС кафедры химии, биологи и географии ежегодно организовывает семинары, коучинги и другие учебно-методические мероприятия для преподавателей и студентов с целью внедрения практики изучения дисциплин на английском языке.
9 апреля 2019 года кафедрой химии, биологии и географии был проведен методический семинар на тему: «Эффективные методы преподавания химии, биологии на английском языке». В работе семинара приняли участие профессорско-преподавательский состав кафедры химии, биологии и географии и ученые-методисты других вузов страны, педагоги, студенты, магистранты, докторанты. С выступительным словом выступила заведующая кафедрой химии, биологии и географии, доктор PhD Коразбекова К.У., которая отметила, что в нашем институте ведется работа по реализации трехъязычной политики, формированию лингвистических способностей специалистов. Старший преподаватель кафедры химии, биологии и географии, доктор PhD Ермекбаева А. Т. выступила с докладом о важности английского языка, его взаимосвязи и пути к глобальному образовательному и научному пространству. В своем выступлении докладчик затронул вопросы о преимуществах преподавания дисциплин на английском языке для студентов образовательной программы 5В01505-Биология, о состоянии уровня языковых знаний студентов и др. PhD доктор А.Т. Ермекбаева привела примеры из открытых уроков проведенного на английском языке и в практическом плане раскрыла возможности иностранного языка.
С целью реализации рекомендации «Разработать и внедрить механизм по привлечению обучающихся АркПИ к научно-исследовательской работе, хоздоговорной деятельности, а также для участия в международных конкурсах»
Кафедра химии, биологии и география ежегодно направляет команду на республиканскую предметную олимпиаду с 2018-2019 года по специальности 5В011300-Биология. В 2018-2019 учебном году команда, состоящая из студентов 3 курса специальности 5В011300-Биология, участвовала в олимпиаде, организованной в Кызылординском государственном университете имени Коркыт-ата (18-19 апреля 2019 года) и была награждена благодарственным письмом за высокие показатели. В 2019-2020 учебном году команда кафедры химии, биологии и географии участвовала в предметной онлайн олимпиаде (16-18 апреля 2020 года) среди студентов высших учебных заведений Республики Казахстан по специальности 5В011300 – Биология (образовательная), которая проходила на базе Карагандинского государственного университета имени академика Е.А. Букетова. Цель олимпиады: раскрытие творческих способностей, создание условий для развития индивидуальности, многостороннего развития личности, поддержка наиболее талантливых студентов и расширение научного потенциала страны. По итогам результатов командного зачета команда АркПИ имени И.Алтынсарина «Торгай толкыны» (Орынбасар А., Аманжолова А.) под руководством PhD, заведующей кафедры химии, биологии и географии Коразбековой К.У. заняла 2-место. Также, участница олимпиады Орынбасар Аида была награждена дипломом ІІІ-степени по результатам личного зачета среди 28 участников предметной олимпиады по специальности 5В011300-Биология.
С целью реализации рекомендации «Расширить возможности Ассоциации выпускников в рамках совместной организации и проведении научно-практических конференций, семинаров, круглых столов для повышения качества образования»
В целях активизации работы Ассоциации выпускников кафедра химии, биологии и географии собирает и обрабатывает информацию об успешных выпускниках и издает ежегодный журнал «Кафедра түлектері – біздің мақтанышымыз» с 2018 года. Первыми лицами гордости кафедры были - Байгукин Турсын Улысбаевич – Аким села «Жаңақала», Актоты Жанараловна Кисикова – директор гимназии имени Ы.Алтынсарина, Ибраева Гульнара Кульмухамедовна – директор центра модернизации образования города Астана, Кемпирова Асемгуль Сайлаубековна – эксперт-учитель биологии и географии средней школы №4 г.Аркалыка, Байтурсынов Нурымжан Бакытжанович – директор общеобразовательной школы «Қайынды», Касенов Асхат Аманжолович – директор городского музея «Дала өлкесі тарихы».
Выпускники кафедры химии, биологии и географии привлекаются к участию в научно-педагогических и имиджных мероприятия: конференциях, семинарах, олимпиадах, вебинарах и т.д. Например, выпускники участвовали в работе III городской предметной олимпиады по биологии, химии и географии «Жас эрудит», организованной 24-25 апреля 2019 года и 27-29 мая 2020 года в IV городской онлайн-предметной олимпиаде школьников «ЖАС КЕМЕҢГЕР - 2020», посвященная 1150-летию со дня рождения всемирно известного мыслителя, ученого Абу Насыра аль-Фараби в качестве руководителей:
1. Пэк А.В. – учитель гимназии имени Ы.Алтынсарина
2. Ұлысбай Ш.Е. – учитель средней школы «Қараторғай»
3. Тасқожин Қ.Қ. – учитель общеобразовательной школы №1 имени Ш.Уәлиханова
4. Кемпирова Ә.С. – учитель общеобразовательной школы №4
5. Мухамбетова А.К. – учитель общеобразовательной школы №3 имени Б.Майлина
6. Нуртазина Х.С. – учитель средней школы №6 имени А.Құнанбаева
7. Мухтарова М.М. – учитель средней школы №10
8. Нурханова А.А. – учитель гимназии имени Ы.Алтынсарина
9. Баймуратова А.Б. – учитель общеобразовательной школы №1 имени Ш.Уәлиханова
10. Жумагулов С.Б. - учитель общеобразовательной школы №1 имени Ш.Уәлиханова
11. Хусайынова С.Ж. - учитель средней школы №6 имени А.Құнанбаева
12. Карашинов Б.С. - учитель средней школы №10
Кроме того, выпускники приняли активное участие в работе мастер-класса на тему «Особенности организации процесса обучения в рамках обновления содержания образования» в 22 ноября 2019 года. Выпускники-педагоги школ города Аркалыка, Есілбаева Ноян Егінбайқызы (учитель биологии гимназии имени Ы.Алтынсарина), Тасқожин Қайрат Калтайұлы (учитель химии и биологии №1 средней школы имени Ш.Уалиханова), Мұхтарова Мөлдір Маратқызы (учитель биологии № 10 средней школы) и преподаватель кафедры химии, биологии и географии Хамитова Құралай Козыкина в своих выступлениях показали элементы современного урока и методы примененных в процессе обучения по обновленному содержанию образования.
21 декабря 2018 года в онлайн-семинаре «Проблемы внедрения обновленного содержания образования в учебный процесс» («Жаңартылған білім беру мазмұнын оқу үдерісіне ендірудің мәселелері») приняли участие выпускники кафедры химии, биологии и географии, которые работают преподавателями Аркалыкского политехнического колледжа, Аркалыкского многопрофильного колледжа, учителями химии и биологии средних общеобразовательных школ № 10, № 5, № 3, № 6.
11-12 апреля 2019 года выпускники-учителя географии школ города Аркалыка приняли участие в мастер-классе в объеме 12 часов на тему «Жаңартылған білім бағдарламасы» д.г.н., профессора ЕНУ имени Л.Н.Гумилева Мазбаева Орденбек Блисбековича (учитель-исследователь географии Зайнуллин Мурат Рауилович - средняя общеобразовательная школа № 2, Карашинов Б.С. - учитель средней школы №10, Жумагулов С.Б. - учитель общеобразовательной школы №1 имени Ш.Уәлиханова).

Стандарт «Профессорско-преподавательский состав»

По рекомендации «Активизировать работу по повышению уровня численности профессорско-преподавательского состава, имеющих ученую степень»
Ежегодно кафедрой химии, биологии и географии рекомендуется ППС на целевое обучение в докторантуре. Например, на 2018-2019 учебный год были получены 2 места в докторантуру по ОП 5В011300-Биология и ОП 5В011600-География, и 2 преподавателя обучаются по программе докторантуры в КазНПУ имени Абая: Калдарбекова А. (ОП «Биология») и Калкашев С. (ОП «География»). Также, на 2019-2020 учебный год кафедра рекомендовала 2 преподавателей ОП «География» на поступление в целевую докторантуру (получено 1 место), но в связи с отсутствием сертификата IELTS и необходимого уровня знания английского языка претенденты не оформляли документы в докторантуру КазНПУ имен Абая. Только в 2019-2020 учебном году в связи с успешной сдачей английского языка (Duo) преподаватель Салимжанов Н.О. поступил в докторантуру по специальности «География» в КазНПУ имени Абая.
По рекомендации «Создать условия для повышения уровня ИТ-компетентности ППС, применения инновационных методов и форм обучения»
1. 9 апреля 2019 года состоялся вебинар (онлайн-семинар) с использованием проприетарного программного обеспечения Skype по актуальным вопросам преподавания в вузах в связи с обновлением содержания образования в стране на тему «Қазіргі білім беру саласындағы оқытудың өзекті мәселелері» с вузами Казахстана. В вебинаре приняли участие профессорско-преподавательский состав кафедры химии, биологии и географии и методисты, преподаватели, студенты, магистранты, докторанты и ученые-методисты КазНПУ имени Абая (Алматы) и ЮКГПУ (Шымкент). На работе онлайн-семинара от имени кафедры выступали доктора PhD Коразбекова К.У.и Ермекбаева А.Т. по теме «Химия, биология пәндерін ағылшынша тиімді оқыту жолдары». Также, от КазНПУ к.п.н., доцент Жумагулова К.А. поделилась мнениями на тему «Болашақ маман дайындаудың өзекті мәселелері», к.п.н., доцент Карабаева Ш.Ш. выступала с докладом «Оқыту үлгілеріне жаңа талаптар» и была обсуждена тема «Химия пәнін жаңартылған бағдарлама бойынша оқытудың әдістемелік ерекшеліктері» докладчика к.п.н., доцента Унербаевой З.У. Следующая сторона вебинара от имени ЮКГПУ, к.с/х.н., доцент Халикова Г.С. онлайн презентовала свой доклад на тему «Блум таксономиясы бойынша қалыптастырушы бағалау тапсырмаларын құрастыру жолдары». В конце вебинара, всем учасникам были вручены электронные сертификаты.
2. 13 ноября 2019 года традиционно второй год кафедрой «Химия, биология и география» был проведен вебинар на тему «Формирование ІТ компетентности обучающихся по направлению естествознания» в рамках республиканского форума «Цифровое образование: особенности и процессы развития». В 2018-2019 учебном году первый раз был организован вебинар с привлечением ученых Казахского национального педагогического университета имени Абая и Южно-Казахстанского государственного педагогического университета на тему «Актуальные проблемы в сфере современного образования». На вебинаре приняли участие 8 ВУЗов Казахстана, из них КГУ имени Ш.Уәлиханова, КазНУ имени Аль-Фараби и ЮКГПУ, ЮКГУ имени М.Ауэзова представили совместный проект на тему «Разработка онлайн курсов в области устойчивого управления отходами в ВУЗах России и Казахстана в рамках проекта Edu Envi» с выступлением к.х.н, доцент кафедры «Биотехнология» ЮКГУ имени М.Ауэзова Муталиевой Ботакоз Жаксылыковны. В ходе вебинара в онлайн-режиме презентовали компьютерное програмирование и применение ІТ-технологий в области преподавания химических дисциплин следующие участники: - Манапов Нұрлан Турсымбекұлы, старший преподаватель КазНПУ имени Абая (г.Алматы). Тема доклада «Химияны оқыту үрдісінде компьютерлік бағдарламалардың мүмкіндіктері». - Калиманова Данагүл Жаскайратовна, к.х.н., старший преподаватель кафедры «Химия и химеческие технологии» АГУ имени Х.Досмухамедова (г.Атырау). Тема презентации «Бейорганикалық химия курсын оқытуда электрондық оқулықтарды қолдану әдістемесі». - Мадиева Любовь Кайпкалиевна, магистр, преподаватель кафедры «Химия и химические технологии» АГУ имени Х.Досмухамедова (г.Атырау). Тема презентации «Химияны оқытуда ІТ-технологиялардың маңыздылығы». Применение цифровых технологий в области преподавания биологии, возможности использования цифровых микроскопов в проектно-учебном процессе были продемонстрированы в докладах следующих участников: - Жаппарбергенова Эльмира Бегимбаевна, к.б.н., доцент кафедры «Биология» ЮКГПУ (г. Шымкент). Тема выступления «Современные цифровые технологии в области микробиологии и биотехнологии». - Шаймерденова Гүлсана Залқызы, PhD, и.о. ассоциированного профессора кафедры «Биология», ТарГУ (г. Тараз). Тема презентации«Виртуалды зертханалық жұмыстарды орындауда биологиялық мазмұнды іріктеу ерекшеліктері». - Коразбекова Карлыгаш Усипханкызы, PhD, доцент АркГПИ, заведующий кафедрой «Химия, биология и география» АркГПИ имени Ы.Алтынсарина. Тема доклада «Жаратылыстану бағытындағы мамандарды дайындауда заманауи сандық технологияларды қолданудың алғы шарттары». В ходе обсуждения вебинара активное участие принимали студенты, магистранты представленных кафедр вузов Казахстана.

Стандарт «Научно-исследовательская работа»

По рекомендации «Усилить в Стратегическом плане развития вуза на 2013-2020 годы задачи по развитию научно-исследовательской деятельности в вузе»
Регулярно студенты кафедры химии, биологии и географии участвуют в мероприятиях по различным исследовательским проектам. В 2018-2019 учебном году 5 апреля 2019 года кафедра организовала конкурс студенческих научных проектов (работ) в качестве кафедрального этапа для отбора претендентов на соискание премии ректора АркГПИ. Студентами ОП 5B011300-Биология, 5B011200-Химия и 5B011600-География были представлены научно-обоснованные работы. Общее положение конкурса студенческих научных работ, утвержденного на заседании кафедры (Протокол №1 от 28.08.2018г.) было разработано на основе стратегического плана развития АркПИ, положения конкурса на соискание премии ректора АркПИ за лучшую научную работу студентов и годового плана научно-исследовательской деятельности кафедры химии, биологии и географии на 2018-2019 учебный год. По решению конкурсной комиссии, следующие научные работы студентов были рекомендованы на участие в конкурсе научных проектов на соискание премии ректора АркПИ и были присвоены номинации «Лучший молодой исследователь», «Лучшая научно-исследовательская работа», «Лучшая научная новинка», «Лучший проект»: Нуруллаева Д., тема «Прополистің бактерияларға қарсы белсенділігін зерттеу», научный руководитель доктор PhD Коразбекова К.У.; Мысирова Д., тема «Изучение биоиндикаций семенных кровеносных сосудов», научный руководитель доктор PhD Ермекбаева А.Т.; Танирберген Ж., тема работы «Умный город», руководитель магистр Салимжанов Н.О.; Абдрахман Л., тема «Арқалық қаласы су қоймасының жұмыс принциптері мен мүмкіндіктері», руководитель магистр Досмагулова К.К.. Отобренные научные работы студентов 22 апреля 2019 года были внесены в программу проведения конкурса на соискание премии ректора АркПИ в целях развития научно-исследовательской работы студентов, организованной отделом науки, стратегического планирования и международного сотрудничества. За лучшую научную работу были награждены следующие работы кафедры: Дипломом II степени (премия 20 000 тенге) была награждена студентка 3 курса ОП 5В011300-Биология Нуруллаева Дина (Научный руководитель доктор PhD Коразбекова К.У.) и дипломом III степени (премия 15000 тенге) был награжден студент 3 курса ОП 5В011600-География Танирберген Жан (Научный руководитель: магистр Салимжанов Н.О.).
В 2019-2020 учебном году 17 апреля 2020 года 6 студентов кафедры химии, биологии и географии участвовали в ежегодном онлайн конкурсе студенческих научных работ на премию ректора АркПИ по гуманитарным, техническим и естественно-научным направлениям. Студент 2 курса специальности 5В011600-География Ерболат Елай «Қазақстандағы шөлденудің үдерістері және алдын алу шаралары» (научный руководитель: Байгукин Галымбек Тұрсынұлы) был награжден дипломом III степени (премия 15000 тенге).

По рекомендации «Рассмотреть возможность приобретения междисциплинарных научных лабораторий»
Кафедрой химии, биологии и географии были проведено оснащение комплектации учебных лабораторий по химии по направлениям «Экологический мониторинг» и «Общая химия». Приобретены следующие оборудования: сушильный шкаф ШС 10-02 (24.04.2019), рН-метр (2019), печь муфельная ПМ8 (15.08.2019), водяная баня (29.05.2019), термостат суховоздушный ТС-1/20 СПУ (24.04.2019), цифровая лаборатория для экологического мониторинга (13.08.2019), автоклав паровой портативный серии PA - CM 18L (27.11.2019), облучатель бактерицидный 1х15 – 01 "ГЕНЕРИС" 1-ламповая (20.12.2019), цифровой микроскоп Levenhuk d870t с 8 Мпикс, тринокулярный (31.12.2019), дистиллятор ДЭ-4-02-«ЭМО» (2020), фотометр КФК-3-«ЗОМЗ» (2020), лабораторные посуды, такие как штативы, тигли, спиртовка СЛ - 1, пикнометр (21.11.2019), промывалка полипропиленовая (13.12.2019), химические реактивы (24.12.2019), химические посуды (06.06.2019).

Стандарт «Образовательные ресурсы и системы поддержки студентов»

По рекомендации «Активизировать работу по созданию целостной электронной научной библиотеки института»
Преподаватели кафедры химии, биологии и географии Иманкулов К.Е., Байгукин Г., Салимжанов Н.О. 2019 году подготовили и выпустили электронное учебное пособие «Қазақстанның физикалық географиясы» для пополнения электронной научной библиотеки института по ОП 6В01506-География (Протокол №9 Ученого совета от 14.03.2019г.).

Стандарт «Информирование общественности и отчетность»

По рекомендации «Активизировать работу Ассоциации выпускников»
В целях активизации работы Ассоциации выпускников кафедра химии, биологии и географии собирает и обрабатывает информацию об успешных выпускниках и издает ежегодный журнал «Кафедра түлектері – біздің мақтанышымыз» с 2018 года. Первыми лицами гордости кафедры были - Байгукин Турсын Улысбаевич – аким села «Жаңақала», Актоты Жанараловна Кисикова – директор гимназии имени Ы.Алтынсарина, Ибраева Гульнара Кульмухамедовна – директор центра модернизации образования города Астана, Кемпирова Асемгуль Сайлаубековна – эксперт-учитель биологии и географии средней школы №4 г.Аркалыка, Байтурсынов Нурымжан Бакытжанович – директор общеобразовательной школы «Қайынды», Касенов Асхат Аманжолович – директор городского музея «Дала өлкесі тарихы».
По рекомендации «Активизировать работу по системе обратной связи посредством веб ресурсов (социальных сетей и иных порталов)»
Новости и достижения кафедры химии, биологии и географии активно публикуются в социальных сетях, например в Instagram - kafedra_hbg и производится обратная связь со студентами. Для корпоративного общения есть система PLATONUS (http://platon.pi.kz/). В ней реализованы такие функции как отправка массовых рассылок сообщений студентам и ППС, оповещения студентов и преподавателей объявлениями. С 2020 года в связи с переходом в дистанционную форму обучения был подключен модуль «Задание» для обмена заданий промежуточного, рубежного и текущего контроля и обратной связи.

 

Talk to us

87143072488