Аркалыкский государственный педагогический институт им. Ы. Алтынсарина

  • Главная
  • Общая информация
  • Подразделения
  • Информационно-библиотечный комплекс
  • Культурно-просветительская деятельность

Культурно-просветительская деятельность

Месячник первокурсника «Курс молодого студента»

      Ежегодно в сентябре в информационно-библиотечном комплексе АркГПИ проводится месячник первокурсника «Курс молодого студента», целью которого является ознакомление студентов с печатными и электронными ресурсами информационно-библиотечного комплекса: Автоматизированное рабочее место, Электронная библиотека, Республиканская межвузовская электронная библиотека, базы данных электронно-библиотечной системы «Лань», «Web of Science», «Springer Nature». Также студенты знакомятся с правилами пользования информационно-библиотечного комплекса, куда входят правила пользования читальным залом, абонементом, положение о ночном абонементе. Проводится экскурсия по залам информационно-библиотечного комплекса , а также вручаются читательские билеты.

Знакомство студентов с электронными ресурсами информационно-библиотечного комплекса

kultur  

kultur1

kultur2

Знакомство студентов с залами информационно-библиотечного комплекса  

kultur3  kultur4

kultur5

kultur6

kultur7

kultur8  kultur9

kultur10


               Книжная выставка «Арқалығым – шалқар жырым таусылмас»

    15-16 сентября 2016 года состоялась книжная выставка, приуроченная ко дню 60-летия города Аркалыка. Целью выставки является ознакомление с историей города и региона, а также жизнью и деятельностью людей, внесшими вклад в развитие города.

kultur11

          На выставке представлены энциклопедии, сборники, периодические издания, DVD-диски, содержащие информацию о крае.

kultur12

kultur13    Книжная выставка «Ұлы ағартушының ұлы мұрасы – Великое наследие великого просветителя»

    20 октября 2015 года состоялась книжная выставка «Ұлы ағартушының ұлы мұрасы – Великое наследие великого просветителя» приуроченная к 174-летию И.Алтынсарина. Выставка состоялась в фойе II этажа АркГПИ, где были представлены 133 издания об И. Алтынсарине.

kultur14

kultur15

kultur16  kultur17

kultur19

 Тематические обзоры
1. «Абай мұрасы – таусылмас қазына», 170 лет со дня рождения А. Кунанбаева
2. Артур Конан Дойл
3. Жубан Молдагалиев, 95 лет со дня рождения
4. 180 лет со дня рождения Шокана Уалиханова
5. Міржақып Дулатовтың, 130 лет со дня рождения
6. 100 лет повести Б. Майлина «Шұғаның белгесі»
7. Жамбыл Жабаев, 170 лет со дня рождения
8. Английский писатель XX века – Ч.Диккенс
9. 116 лет со дня рождения С.Муканова
10. Акция «Одна страна - одна книга», И.Есенберлин «Кочевники»

 Ильяс Есенберлин трилогия «Кочевники»

    В 2007 году стартовала акция “Одна страна - одна книга”, инициаторами её являются Министерст¬во культуры РК и национальная академическая библиотека. Цель акции - пропаганда творчества писателей и поэтов Казахстана. Такое движение организовано в рамках «Читающий Казахстан».

    Ильяс Есенберлин (1915-1983) родился в 1915 году в городе Атбасаре Акмолинской области. Его детство и молодость совпали с печально известными событиями 20-30 годов, когда весь народ пережил социальные потрясения, нищету, голод. Для Ильяса этот удар был вдвойне ощутим, так как он рано, в пять лет, остался круглым сиротой. Ильяса отдали в детский дом. Там будущий писатель писал стихи для стенгазет. После окончания начальной школы Ильяс уехал в Кызыл-Орду и стал учиться в интернате, затем устроился на работу в райисполком в городе Карсакпае. Летом в Карсакпай пришла разнарядка на курсы по подготовке в горнометаллургический институт в Алма-Ате, и Ильяс стал студентом горного факультета. Он очень быстро стал заметным человеком в институте. Когда в 1937 году состоялся 1-й Чрезвычайный съезд Советов Казахстана, принимавший первую Конституцию Казахской ССР, студент Есенберлин был избран делегатом этого съезда.

   В 1940 году окончил Казахский горнометаллургический институт и его направили на работу в Джезказган, а осенью был призван в Красную Армию. Продолжил учебу в Рижском военно-политическом училище. Ушёл на фронт, в январе 1942 года был тяжело ранен в ногу под Старой Руссой, год в госпитале в Костроме, в 1943 году комиссован по инвалидности и вернулся в Казахстан. Награждён двумя медалями - “За боевые заслуги” и “За оборону Ленинграда”. До 1947 года работал инструктором в аппарате ЦК Компартии Казахстана. В конце войны Есенберлин женился на дочери расстрелянного в 1937 году наркома юстиции Хамзы Жусупбекова, привёз из “Алжира” тёщу, вдову репрессиро¬ванного наркома. Тем самым попал под колпак НКВД. И в 1949 году был арестован и приговорён к 10 годам лагерей. Отбыл половину, которые провёл на строительстве Каракумского канала горным инженером по взрывным работам. По освобождении работал в Министерстве геологии Казахской ССР, затем начальником управления Берсугирской шахты.

Ильяс Есенберлин начинал как поэт. Свои поэмы “Айша” и “Султан” он выпустил еще в 1945 году. Спустя четыре года, он закончил сборник стихов “Сказания о Даулете”. Затем написал две поэмы: “Трагедия о Биржан-Сара” и “Поэма о большевике”, выпустил поэтический сборник стихов “Песни благородства”. Есенберлин написал более 40 текстов песен на музыку композиторов Казахстана. Среди них наиболее известные: “Молодежный вальс”, “Домбра”, “Девичья мечта”. В 1977 году издательство “Жалын” выпустило книгу его поэм “Звезды“. Готовил он издание своих поэтических работ на русском языке.

  Книги выдающегося классика казахской лите¬ратуры XX столетия Ильяса Есенберлина были востребованы читателями республик бывшего Советского Союза в момент их появления - 40 лет назад, а в Казахстане - и тогда, и сегодня. Секрет столь ошеломительного творческого успеха здесь довольно прост: он, вопреки запретам властей и наветам завистников, первым смог показать своему читателю уникальную и достоверную картину, полную драматизма семивековой истории своего народа.

   Ильяс Есенберлин ныне остается не только первым, но и самым крупным казахским писателем, занимавшимся исторической темой. Его больше других волновали судьбы стертых с лица земли городов своей отчизны. Происходило все это у нас более полувека тому назад, когда, зажатая в тисках прежней официальной идеологии, наша академическая наука находилась в состоянии летаргического сна.

    В итоге он успел разгадать много тайн о прошлом Великой степи и составить хронологию событий нескольких веков, выделив наиболее знаковые фигуры: ханов Жанибека, Керея, Жангира, Абылая, Абулхаира, Касыма, Кенесары, а также трех знаменитых биев, трех прославленных батыров, трех мудрых сказителей-жырау и других исторических личностей. Поскольку он создал литературную школу, то его ученики и последователи по сей день идут по его пути.

   Произведения И. Есенберлина имеют и внешне¬политическое значение. Благодаря переводам их на многие языки мира, о казахском народе, его герои-ческой истории и самобытной культуре узнали люди всех континентов. Его главная историческая трило¬гия “Кочевники” - это не столько пятивековая исто¬рия казахских ханств, сколько пятивековая история казахской государственности. Трилогия “Кочевники” впервые на русском языке вышла в 1978 году в московском издательстве “Советский писатель” стотысячным тиражом. Переводчиком книги являлся большой друг казахской литературы Морис Симашко, а предисловие написал академик Алькей Маргулан - выдающийся историк, археолог, этнограф. Выход в свет “Кочевников” стал для Казахстана поистине эпохальным событием, если учесть, что подобное явление последний раз происходило в СССР лишь в 1958 году, когда “Советский писатель” издавал подобным тиражом книгу Мухтара Ауэзова “Путь Абая”.

  Основная идея написания трилогии “Кочев¬ники заключается в следующем: исторически достоверно отразить героическое прошлое казахс¬кого народа, образование его государственности. Самое главное: этот роман направлен против шовинистической философии, будто кочевые народы лишены истории. “Кочевники” — прямой ответ раз¬личным фальсификаторам. Казахи имели свою государственность, и их история очень древняя и является частью мировой истории.

  “Кочевники” — исторический роман-хроника о событиях в казахской степи с XV по XIX века. В книге поражает объемность исторического мышления, опора на узловые моменты истории. Написанию хроники предшествовала большая исследовательская работа. Писателем изучены письменные источники соседних народов. И. Есенберлин -признанный знаток казахского фольклора. Некоторые ученые - историки не признают художественную литературу и фольклор за исторические источники. Но ведь письменные источники соседних народов могут быть пристрастными. В образном художественном мышлении народа можно найти зерна истины, как находим мы их в романах советской эпохи.

  “Кочевники” - картина жизни казахского народа в течение нескольких веков. Во времена массовой европеизации и русификации культуры писатель возвращает имена выдающихся людей казахского народа — ханов, батыров, жырау: Аблая, Джанибека, Касыма, Богенбая, Кабанбая, Асана Кайгы, Казтуган- жырау, Бухар-жырау.

  Первая часть трилогии посвящена образованию Казахского ханства. Джанибек-хан объединял казахов в единое государство. Его сын Касым и он сам были мудрыми, сильными людьми. Их идея объединения казахов в единое государство была священна. Но степной вольный народ было трудно объединить. Дух соперничества, возможность откочевать делали этот процесс сложным. Джанибеку приходилось сжигать непокорные аулы, казнить старшин. Казахское ханство было мощным государственным образованием, оно просуществовало до начала XVIII века, терзаемое шайбанидами и тимуридами. Феодальная междоусобица, борьба за власть в степи привели его к распаду на части в пределах трех жузов. Этого только и ожидал враг. Издавна слышали казахи страшный ветер, который дул из-за восточных гор. Величественный Тянь-Шань отделял сплошной стеной казахов от Цинской империи. Но возле озера Алаколь, между гор, находился “коридор” шириной в 3-4 километра (там сейчас есть взлетная полоса) - Джунгарские ворота. Оттуда и шла опасность. 

   Вторая часть трилогии посвящена борьбе казахского народа с джунгарским нашествием. В ней рассказывается о годе великого бедствия, о разгроме джунгар под предводительством объединителя казахских родов и племен хана Аблая. Аблай-хан был мудрым, сильным, гибким человеком, искусным дипломатом. Но, как истинного чингизида, его отличала и жестокость. “У тюре волчий характер. Законы зверей, перенесенные на человека, - великое божье творение!” Бухар-жырау обвиняет Аблай-хана в жестокости. “Добро, зло - это не ханская забота. А вот что ханство мое рассыплет¬ся, то это твоя правда”, - отвечает Аблай-хан. Жырау в те далекие времена не боялись говорить правду в лицо ханам и султанам. Они - гуманисты, и в этом непреходящее значение их творчества. В то же время они не могут объединить народ, противопоставить врагу. История жестока, поэты добры. В этом диалектика жизни, ее противоречивость и единство. Историю творят личности, мужественные и порою жестокие. Петр I вывел Россию на много лет вперед, но был при этом жестоким самодержцем.

   Третья часть трилогии “Хан-Кене“ - о человеке, вознамерившемся отделить Казахстан от России, стать единоличным правителем степи. Кенесары Касымов сумел сплотить вокруг себя многих про¬славленных родовых батыров и родственников — тюре. Они были ему преданны. А за каждым батыром или тюре так же беззаветно шел большой аул или целый род. Связанные по рукам и ногам неписаными законами родового строя казахи попросту не знали других отношений. С каждым годом более кровавыми становились нападения Кенесары. Борьба К. Касымова за власть совпала с вековой борьбой народа за независимость. Около десяти лет шла эта война. Кенесары Касымов — героическая и в то же время трагическая, противоречивая личность. Она обречена погибнуть, так как пытается противостоять историческому ходу событий.

  Современность трилогии Есенберлина в том, что она глубоко изображает противоречия жизни: несовместимость понятий морали с политикой, извечный конфликт поэтов и царей.

Ильяс Еренберлин... Это имя стоит в одном ряду с гигантами творческой мысли казахской литературы и культуры. На вид не очень заметный, скромный, всегда вежливый в общении, он был выдающимся сыном казахского народа, очевидцем тяжелых испытаний и трагических переломов двадцатого столетия, донесшим правду до наших дней. До недавнего прошлого многие европейские ученые и писатели считали цивилизацию кочевни¬ков чуть ли не цивилизацией дикарей и варваров. Ознакомившись же с произведениями казахских писателей, в первую очередь, с И.Есенберлиным, многие из них пересмотрели свои взгляды. Писа¬тель сорвал ярлыки историков застойных лет, глубоко осмыслив пройденный кочевниками путь и осмыслив его по-новому, внес свой важный творческий вклад в жанр исторического романа. В своих произведениях он блестяще показал разнополярность и многовекторность внешней политики казахских ханов на протяжении многих веков. Его литературное наследие не утратит своей актуальности, пока существует великая степь.

    Читая роман, читатель отчетливо видит, что история - это борьба элит - ханов, наделенных властью, а народ - орудие в их руках. И в то же время понимаешь, если народ - импрам, как его называют ханы и султаны, не поддержит, дело обречено. Одной силой народ не возьмешь. Нужно обладать умом, расчетливостью, знаниями, чувствовать поступь истории. Аблай-хан завещает перед смертью единство своему народу. Не будет единства - не будет и сильного государства. Эта сквозная мысль пронизывает все части трилогии...

  Сегодня мы познакомились с одним из про¬изведений Ильяса Есенберлина “Кочевники”, но я рекомендую вам прочесть и другие его произведения. В заключение я прочту вам высказывание самого писателя. “С чего начинается народ, как не с умения разбираться в своем прошлом и уважать его?” 

Факты из жизни писателя - “Кочевники” - самая издаваемая книга казахского автора, ее общий тираж — свыше трех миллионов экземпляров.

- Ильяс Есенберлин – единственный казахский автор, переведенный на японский язык.

- Историческая трилогия «Кочевники» по хронологии писалась с конца.

- Первую книгу бестселлера автор написал, когда ему было почти 50 лет.

- За 19 лет Ильяс Есенберлин написал 19 романов и 2 большие трилогии.

- Писатель очень хорошо рисовал.

-В качестве редактора Есенберлин 8 лет проработал на киностудии “Казахфильм“.

- В 1965 году стал директором республиканского издательства художественной литературы “Жазушы“.

- После «Кочевников» и «Золотой Орды» И.Есенберлин хотел написать трилогию по истории казахов ХІХ века. Но не успел...

    С трилогией «Кочевники» вы можете ознакомится на абонементе художественной литературы каб.№119.


   По решению жюри Республиканской акции «Одна страна – одна книга» в 2016 году главной книгой года для всеобщего чтения в Казахстане признаны произведения известного в истории казахской литературы XIX века поэта Дулата Бабатайулы.
   В рамках акции «Одна страна – одна книга» во втором корпусе АркГПИ был проведен тематический обзор по литературным произведениям поэта Дулата Бабатайулы. Вниманию студентов представлены книги и сборники, в которых описаны жизнь и творчество поэта.

kultura

kultura21

kultura22


   22 сентября 2016 года в читальном зале иностранной литературы  состоялся тематический вечер «Бір шаңырақ астында…», разработанный библиотекарем  Ахметовой Женисгул Кабдуалиевной. Участники мероприятия пели песни, зачитывали стихи, пословицы и поговорки на 3-х языках: казахском, русском и английском. Также была представлена презентация о значении языка.

kultur23

kultura24

      В читальном зале периодических изданий 23 сентября 2016года состоялся литературный вечер под названием «Ұлттың ұлы жыршысы» , в рамках акции «Одна страна – одна книга», посвященная творчеству поэта Дулата Бабатайулы.

kultura25  

kultura26

kultura27

kultura28

kultura29

Talk to us

87143072488