Аркалыкский государственный педагогический институт им. Ы. Алтынсарина

Маленький остров по имени Счастье.

Яркое, звонкое лето доставляет удовольствие всем, в особенности детям. Вот и детский оздоровительный центр «Сокол» из года в год открывает свои двери для детворы. Отдых детей в детском оздоровительном центре «Сокол» — это море положительных эмоций, новых друзей и радостных событий.
ДОЦ «Сокол» находится в СКО, Айыртауского района, с. Шалкар на территории Кокшетауского национального парка. Лесной воздух предоставляет детям возможность поправить свое здоровье и отдохнуть в благоприятной экологической среде. Парковая зона, наряду с горами и озерами располагает к интересному и познавательному отдыху, обеспечивает зарядом бодрости, сил и здоровья не на один год.
Детский оздоровительный центр «Сокол» стоит в лесном массиве с огороженной территорией на площади 6,3 гектара. ДОЦ охраняется круглосуточной охраной. Территория ДОЦ благоустроенна и облагорожена.
На территории центра располагаются различные спортивные площадки, помещения для кружковой работы. ДОЦ «Сокол» располагает тремя капитальными спальными корпусами: два двухэтажных и один одноэтажный. В каждом корпусе вместе с детьми в отдельных комнатах проживают от 4 до 8 взрослых вожатых-воспитателей, которые круглые сутки обеспечивают безопасность детей. Дети расселяются в корпусах по комнатам (не менее шести человек в каждой) отдельными отрядами, которые формируются по возрасту, что позволяет детям быстро сплотиться и социализироваться в новом коллективе. Все корпуса ДОЦ снабжены, тумбами (для вещей первой необходимости), шкафами для одежды, туалетами, биде, умывальными раковинами.
В целях патриотического воспитания в клубе и библиотеке размещены стенды с государственной символикой Республики Казахстан.
Каждую смену корпуса ДОЦ «Сокол» художественно оформляется отрядными уголками на двух языках, где отражается жизнь отрядов, планы, достижения, новости.
Каждый корпус снабжен планами эвакуации при пожаре, памятками по правилам пожарной безопасности, а также необходимыми средствами пожарной безопасности. Со всеми сотрудниками и детьми проводятся беседы по технике пожарной безопасности и действиях при возникновении пожара.
Одно из самых манящих мест в детском центре «Сокол» - это столовая летнего исполнения: светлая, просторная и уютная, в ней могут одновременно питаться 360 человек. Профессиональные повара из КГУ «Строительно-Технического колледжа №1 города Кокшетау» кормят ребят вкусными и полезными блюдами. Меню в ДОЦ соответствует всем требованиям и нормам сбалансированного питания и включает в себя все самые необходимые продукты, утвержденные РГУ «Айыртауское районное управление по защите прав потребителей».
Дети с удовольствием едят сытные супы, гарниры, котлеты, овощные салаты, сладости, кондитерские изделия, свежие фрукты. Повара ежедневно выпекают кондитерские изделия.
Медпункт является структурным подразделением лагеря, реализующий лечебные, оздоровительные и профилактические задачи. В наличие смотровая комната, процедурный кабинет, два изолятора в шлюзе, санитарные узлы, душевые. С первых дней пребывания в лагере ребенок окружен вниманием и заботой высококвалифицированных специалистов. Осуществляется санитарно-просветительская работа в виде бесед, информационных бюллетеней, ролевых игр. Каждый день, во время подготовки ко сну, медицинские работники производят обход и визуальный осмотр каждого ребенка.
«Сокол» не забывает о главном – здоровье и укрепление организма детей. Вот почему пешим прогулкам на свежем воздухе, восхождению в горы, постоянному пребыванию на озерах, подвижным играм уделяется повышенное внимание.
Для тех, кто любит проводить каникулы с книгой, в «Соколе» есть библиотека с общим фондом 2000 экземпляров на казахском и русском языках. Фонд обновляется перед каждыми каникулами и содержит, как классические произведения казахских, русских и зарубежных авторов, так и книги современных писателей.
На базе ДОЦ «Сокол» студенты АркГПИ им. И. Алтынсарина успешно реализуют программу педагогического отряда «Линия успеха». Уровень подготовки вожатых позволяет каждую смену в лагере сделать особенно интересной и разнообразной. Вожатые всегда найдут индивидуальный подход к каждому ребёнку, вовремя подберут нужную игру, чтобы сделать атмосферу в отряде дружеской, способствующей раскрытию потенциала детей, их творческих способностей. Ежедневное общение помогает формировать личность, общаясь, они узнают много нового, передают уже свой собственный опыт другим детям. При этом насыщенные развлекательные программы помогают быстрее освоиться и проявить себя более скованным ребятам. Каждый ребенок находит для себя то, что ему интересно, ведь в течение всей смены проводится масса мероприятий: «Мисс «Сокол», «Полоса препятствий», «Зарница», «Зажги звезду», «День Нептуна», «Новый год », «Цирк», «Оскар «Сокола» и т.п. Среди них спортивные соревнования, детские праздники, мини-театры с яркими представлениями. ДОЦ живет своими традициями: музыкальные сюрпризы, вручение Куклы Чистюли за чистую комнату, вечерние отрядные свечки, розыгрыши.
В этом году ДОЦ «Сокол» работал пять смен, продолжительность каждой смены 12 дней. За летний период 2015 года в ДОЦ «Сокол» отдохнуло 968 детей, в том числе 507 из школ г. Кокшетау. Приезжали дети из Петропавловска, Астаны, Степногорска, Тараза, Экибастуза, Тюмени, Караганды, Москвы, Омска.
Для расширения кругозора детей, приобретения новых полезных знаний и навыков силами вожатых созданы клубы и кружки по интересам.
Танцевальный клуб «FLESH DANC» основной целью являлось ознакомление детей с основами хореографии и базовыми элементами спортивных танцев, располагающие большими воспитательными возможностями. Занятия танцами различных направлений позволили детям развить координацию, память. Кроме того, уроки хореографии помогли расширить и углубить представление о культуре Казахстана.
Клуб Арт-терапии осуществлял следующие виды деятельности:
- организация и проведение конкурсов рисунков к знаменательным датам
-организация и проведение межотрядных мероприятий и конкурсов
- проведение творческих мастерских, тренингов, направленных на изучение и пропаганду творчества
Вокальный кружок «Соло +» обозначил для себя ведущие цели - это создание социально-культурной среды для развития творческого потенциала, организация досуга, пропаганда здорового образа жизни, повышение культурного и интеллектуального уровня детей; пропаганда лучших образцов вожатских песен;
Кружок театрального мастерства «Лицедеи» — добровольное объединение детей и подростков, основанное на общности интересов и совместной творческой деятельности: это постановка миниатюр, ролевые игры, мини-спектакли а также развитие ораторского искусства.
Клуб психологических тренингов был призван создать условия для преобладания у детей чувств жизнерадостности и бодрости, веры в себя, в свои силы и возможности, уважение к людям и самоуважение, полноты жизни, увлекательной деятельности.
Инструктора по спорту проводили утреннюю зарядку, руководили подготовкой и проведением общелагерных спортивных мероприятий: «Олимпийских игр», «Зарницы», эстафеты «Дезертир», «Весёлые старты», товарищеских встреч между отрядами по футболу, теннису, пионерболу, баскетболу, шашкам, шахматам. Организовывали купание детей, походы на горы «Два брата», озеро Шалкар.
Не забывали в этом году ДОЦ «Сокол» социальные партнёры. На каждой смене дети встречались с работниками ОЦФ ЗОЖ, АОЦ СПИД, акмолинского областного наркоцентра, которые проводили лекцию «Узнай всё о СПИД», видеолекторий «Незримая война», тренинги: «Ромашка» и «Ценности», а также викторину «Твои права».
Какой же детский отдых без дискотек? ДОЦ «Сокол» имеет специально оборудованный зал для проведения дискотек. В любую погоду ребята знают, что дискотека обязательно состоится. Каждая дискотека была особенной: «Звёздное рандеву», «Сладкая парочка», «Хэппи энд», «Люблю носить очёчки», «Попутный ветер», «Полосатик», «Звёзды «Сокола», «Привет, друг», «Red parti», «Почта».
Еще В.Сухомлинский сказал, что дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир создан в ДОЦ «Сокол».

Зульфия Батырова
Руководитель педагогического
отряда «Линия успеха»

Слайд1

Слайд2

Слайд3

Слайд4

Слайд5

Слайд6

Слайд7


 

Педагогический отряд «Линия успеха»

Полное название  отряда

 Педагогический отряд «Линия успеха»

Участники педагогического отряда

 Студенты АркГПИ им. И.Алтынсарина

 Цель деятельности педагогического отряда

$1·        широкое привлечение студентов в социально-значимую деятельность;

$1·        решение вопросов временного трудоустройства студентов;

$1·        создание постоянно действующей системы  подготовки студентов в загородные детские оздоровительные лагеря.

Задачи деятельности педагогического отряда

$1·        привлечение  студентов к общественно полезной и социально-значимой деятельности;

$1·        формирование социально активной позиции студентов в процессе непосредственного участия в социально-значимой деятельности;

$1·        создание условий для профессионального и личностного роста каждого участника СПО, через организацию обучения и практической работы с детьми;

$1·        создание информационно-методической базы для реализации программ педагогической деятельности;

$1·        разработка и апробация программ работы с детьми и подростками в каникулярное и внешкольное время;

$1·        сотрудничество и обмен опытом работы с учебными заведениями, детскими и молодежными учреждениями и организациями.

Основные направления педагогического отряда

$1·        формирование социально активной позиции студентов в процессе непосредственного участия в социально-значимой деятельности;

$1·        организация отдыха детей и подростков в детских оздоровительных лагерях;

$1·        учебно-методическая и издательская деятельность;

$1·        участие педагогического отряда в реализации государственных программ в сфере патриотического, гражданско-правового и нравственного воспитания молодежи;

$1·        приобщение детей и молодежи к здоровому образу жизни;

$1·        сотрудничество с педагогическими отрядами других областей и регионов  Казахстана.

Руководитель педагогического отряда

Батырова Зульфия Николаевна, 25 лет педагогического стажа, 24 года работы в детских оздоровительных лагерях.

Контактная информация

e-mail:www.zy.kz@mail.ru, сайт : api.kz

87014055433, 8(71430)72488

   В основе работы педагогического отряда «Линия успеха» лежит программа по развитию творческого потенциала детей, охране и укреплению их здоровья, профилактике заболеваний у детей, занятию физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований.
  Для реализации программы по организации летнего отдыха были определены приоритетные два направления: оздоровление и развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребёнка.
Деятельность педагогического отряда основывается на следующих принципах:
 безопасность жизни и здоровья детей, защита их прав и личного достоинства;
 приоритет индивидуальных интересов, личностного развития и
 самореализации ребёнка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил учреждения;
 гуманный характер отношений и оздоровительно-образовательных программ;
 конфиденциальность в разрешении личных проблем и конфликтов детей;
 единоначалие в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением;
 вариативность программ работы и путей их реализации.
Формирование отношения к себе решается в процессе воспитания через ряд задач:
 организация заботы о себе в процессе деятельности;
 регулирование своего поведения;
 самоопределение, самоутверждение и самовыражение в деятельности;
Формирование отношения к людям – осуществление трех задач:
 познание людей в процессе общения;
 регулирование своих норм с нормами других людей;
 забота о других людях.
   Формирование отношения к миру возможно через его познание во всем многообразии форм и через организацию познавательной деятельности воспитанника.
Воспитательный процесс включает в себя различные виды деятельности:
 познавательная деятельность (знакомство с природой Родного края, туризм, медицина, экология);
 ценностно-ориентационная деятельность (выработка норм поведения в лесу, общения между людьми);
 коммуникативная деятельность (организация коллективного творчества);
 преобразовательная (организация самообслуживания);
 физическая (организация спортивных мероприятий).
    Перед началом летней оздоровительной кампании, на базе ГУ «Центра дополнительного образования» г. Аркалыка, проводились обучающие семинары для летней работы.
  Уровень подготовки вожатых позволяет каждую смену в лагере сделать особенно интересной и разнообразной. Вожатые всегда найдут индивидуальный подход к каждому ребенку, вовремя подберут нужную игру, чтобы сделать атмосферу в отряде дружеской. При этом насыщенная развлекательные программы помогают быстрее освоиться и проявить себя более скованным ребятам.
    Для расширения кругозора детей, приобретения новых полезных знаний и навыков создаются клубы и кружки по интересам.
    Танцевальный клуб «FLESH DANC» основной целью которого является ознакомление детей с основами хореографии и базовыми элементами спортивных танцев, располагает большими воспитательными возможностями
    Занятия танцами различных направлений позволят детям развить координацию, память. Кроме того, уроки хореографии помогут расширить и углубить представление о культуре Казахстана.
Клуб Арт-терапии осуществляет следующие виды деятельности:
- организация и проведение конкурсов рисунков к знаменательным датам
- организация и проведение межотрядных мероприятий и конкурсов
- проведение творческих мастерских, тренингов ,направленных на изучение и пропаганду творчества.
    Вокальный кружок «Соло+» обозначил для себя ведущие цели - это создание социально-культурной среды для развития творческого потенциала, организация досуга, пропаганда здорового образа жизни, повышение культурного и интеллектуального уровня детей; пропаганда лучших образцов вожатских песен.
  Кружок театрального мастерства — добровольное объединение детей и подростков, основанное на общности интересов и совместной творческой деятельности: это постановка миниатюр, ролевые игры, мини-спектакли а также развитие ораторского искусства.
   Спортивно-оздоровительный туристический клуб «Экстрим» создан в целях всестороннего развития туризма, укрепления корпоративного духа, пропаганды здорового образа жизни. Клуб включает в себя такие формы работы как прохождение на тарзанке, экологически флеш-мобы, экскурсии.
   Клуб психологических тренингов призван создать условия для преобладания у детей чувств жизнерадости и бодрости, веры в себя, в свои силы и возможности, уважение к людям и самоуважение, полноты жизни, увлекательной деятельности.
   Для решения этой задачи используется комплекс педагогического, психотерапевтического и эмоционального воздействия.
   В летний период педагогический отряд использует разнообразные формы организации отдыха. Ребята принимают активное участие в играх, эстафетах, конкурсах, сопереживают друг другу, подводят итоги спортивных достижений своего отряда. Возможность лично окунуться в мир спорта и показать свои спортивные умения, никого из детей не остается равнодушным.
За это время сложилось немало традиций:
 Открытие лагерной смены («Праздник лета», «Здравствуй, «Звездный»),
 Закрытие лагерной смены («Прощай, «Звездный»),
 Поздравление именинников («Самый лучший день в году»),
 Спортивные праздники («Спартакиада», «Малые Олимпийские игры в «Звездном», «Туристическая полоса препятствий»),
 «Сказочная эстафета»,
 «Комический футбол»,
 «Мисс лагеря».
   Педагогический коллектив работает над развитием личности каждого ребёнка, над выявлением его способностей, старается найти каждому занятие по душе, создать комфортную обстановку для творческой деятельности.
    Анализ работы оздоровительного летнего лагеря показал эффективность работы, построенной в форме сюжетно-ролевой игры-путешествия.
   Укрепляются взаимоотношения между разновозрастными группами детей. Наблюдается положительная динамика оздоровления детей.
     Программа, которую мы разработали, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления отдыха, физической и трудовой деятельности детей в условиях оздоровительного лагеря. Программа полностью отвечает требованиям и задачам, поставленным перед педагогами, работающими в летнее время с детьми. Ребята с удовольствием создают свои отряды, принимают активное участие в играх, эстафетах, соревнованиях, сопереживают друг другу. Все это стало возможным благодаря продуманной работе взрослых и активно выстроенной позиции детей.
    Педагогический отряд создаёт условия для саморазвития и самореализации каждого ребенка. Мы проводим изучение содержательной стороны интересов детей. Проводим анкетирование по вопросам: «Чему я научился?», «Что я узнал?», «У меня получилось…», «У меня не получилось…», «Чему бы я хотел научиться…».
Сравнительный анализ результатов анкет за последние три года выявил, что:
- на первое место выходят спортивные мероприятия;
- на второе место – экскурсии, краеведение, туризм;
-на третьем месте – кружки по интересам.
   Проанализировав предыдущую деятельность, мы пришли к выводу, что работу в данном направлении следует продолжить, особое внимание уделить индивидуальному подходу в становлении и развитии личности ребенка. Спортивная программа проводится опытными инструкторами по спорту и туризму. Которые лично отвечают за детей и следят, чтобы все прошло не только весело, но и без прошествии. Для этого созданы все условия: имеется стадион, волейбольные и баскетбольные, площадка спортивных снарядов, теннисные столы.
Туризм - занимает в детском лагере значительное место, так как располагает большими воспитательными возможностями. В походе дети учатся преодолевать препятствия, ставить палатку, ориентироваться на местности.
  Актуальность нашей программы заключается в том, что она предусматривает сочетание тренировочных занятий по спортивному туризму (под руководством квалифицированных тренеров-преподавателей), а также игровых, развлекательных и познавательных программ, в содержание которых включаются упражнения из других видов спорта, знания из различных областей наук. Тренировочные занятия по спортивному туризму проводятся один раз в день в соответствии с планом работы опытных тренеров-преподавателей. Функционирует система клубов (кружков) по интересам, способствующих всестороннему развитию личности воспитанников лагеря:
- кружок актерского мастерства;
- клуб «Соло +»;
- танцевальный клуб «Flash Dance»;
- тренинг-клуб;
- арт-терапия;
- экстрим-клуб.
     В основу программы легли идеи нравственного, культурного и физического развития детей и подростков.
    Реализация данной программы способствует укреплению здоровья учащихся. Она помогает детям полюбить себя, свое тело, свое здоровье. Программа позволяет объективно оценить проблемы собственного здоровья, учит детей соблюдать личную гигиену, правильно питаться, сочетать труд и отдых, вести подвижный образ жизни, отказаться от всех вредных привычек. Это и является главной задачей программы.
   Программа ориентирована на формирование у школьников познавательной самостоятельности, способствует воспитанию гражданственности, любви к Родине, расширению творческих способностей, общего кругозора посредством мероприятий.
     Педагогический коллектив, реализующий программу смены, включает всех её участников в разнообразные виды деятельности, что позволяет учить детей умению вести дискуссии, убеждать и выслушивать чужое мнение, помогать людям делать добро, хранить хорошие традиции и создавать новые, творчески относиться к любому порученному делу.
Педагогическим отрядом соблюдаются следующие принципы воспитательной работы:
 личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка;
 природосообразность воспитания: обязательный учет половозрастных особенностей детей;
 гуманизация межличностных отношений: уважительное отношение между воспитателями и детьми, терпимость к мнению детей, создание ситуации успеха;
 деятельностный подход к воспитанию: организация жизнедеятельности детского лагеря как основы воспитательного процесса;
 дифференциация в воспитании: отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально – психологическими особенностями подростков;
 непрерывность процесса воспитания: преемственность организации воспитательной работы, учитывающей общие и индивидуальные особенности развития ребенка;
 осуществление комплекса медицинских, психолого-педагогических, социальных и физкультурно-спортивных мероприятий.
   Педагогическая деятельность основана, прежде всего, на развитии детского творчества. Еще одним компонентом является сотворчество детей и педагогов. Большое значение придается социализации детей, включению их в социально-значимые отношения, через организацию органов самоуправления.
   Таким образом, каждому ребенку будет предоставлена возможность самореализоваться в жизнедеятельности коллектива.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОТРЯДА «ЛИНИЯ УСПЕХА»
1. Международные документы:
• Конвенция ООН «О правах ребенка»
2. Государственные документы:
Закон «Об образовании» РК
Трудовой кодекс РК
Закон РК «О защите прав ребенка»
3. Локальные документы
• Приказ «Об открытии детского оздоровительного центра «Звездный»
• Положение о детском оздоровительном центре «Звездный»
• Программа детского оздоровительного центра «Звездный»
• Правила внутреннего распорядка ДОЦ «Звездный»
• Правила поведения детей в лагере
• Должностные инструкции сотрудников лагеря
• Дневник отрядного вожатого
• План-сетка работы лагеря

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

   Все мероприятия, реализуемые в рамках настоящей программы направлены на снятие физического и психологического напряжение детского и подросткового организма, накопившееся за учебный год, обеспечить максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов, создать условия для нормального умственного и физического совершенствования.
Приоритетные направления деятельности:
 Патриотическое
   Патриотизм – энергия созидания. Ежедневно отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем любовь и уважение к Казахстану.
      Комплекс мероприятий патриотической тематики лег в основу воспитательной работы всех 3 смен лагеря.
 Спортивно-оздоровительное
   В оздоровительном лагере двигательная активность детей организована в течение дня по расписанию: 1 половина дня – спортивные часы, 2 половина дня – водные процедуры, работа спортивных секций. Ежедневно проводится утренняя гимнастика, которой дети занимаются на свежем воздухе. На спортивных площадках организованы различные виды спортивных соревнований с учетом их зрелищности и массовости, - это комический футбол, «веселые эстафеты», волейбол, пионербол, теннис и др.
    Один раз за смену дети совершают пешую туристическую прогулку за пределы лагеря. Протяженность маршрута – 2 км. На прогулке дети наблюдают за растениями, насекомыми и птицами, для них организовываются игры по ориентированию на местности «Найди клад», подвижные игры, игры на знание лекарственных растений нашего края. Организация таких прогулок способствует формированию прочных знаний об особенностях местности, флоры и фауны родного края, а также является основой положительных взаимоотношений во временных детских коллективах.
 Творческое
Ежедневно в лагере проводятся вечерние программы, подготовленные самими участниками смены (отрядами и досуговой службой лагеря). Мероприятия смены спланированы таким образом, чтобы каждый ребенок любого возраста мог принять в них активное участие. Все мероприятия направлены на раскрытие творческого потенциала ребенка и дают возможность проявить свои таланты и способности (актерские, вокальные, хореографические, лидерские, прикладные и пр.)
«Станция творчества» включает в себя работу кружков по интересам. Эти объединения создаются для всех ребят, у каждого есть возможность попробовать себя в различных видах деятельности и в разных социальных ролях: исполнителя, наблюдателя, организатора, генератора идей, что, безусловно, способствует детской социализации.
 Детское самоуправление
Детское самоуправление носит характер ролевой игры. Такие мероприятия способствуют формированию характера, слиянию физического, эмоционально-нравственного и социального аспекта в развитии каждого ребенка. Формируется чувство «команды», ответственности за общее дело, стремление к победе, взаимопомощь и взаимовыручка.
 Профилактика предупреждения детского травматизма
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период:
- Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»; «Правила поведения и безопасности человека на воде»;
- Беседы, проведённые медицинским работником: «Как ухаживать за зубами?», «Путешествие в страну Витаминию», «О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя», «Как беречь глаза?»

Механизм реализации программы

Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:

Модуль

Формы работы

1.

Организационный модуль

$1üпланирование;

$1üподготовка к лагерной смене;

$1üподготовка материальной базы;

$1üопределение обязанностей.

 

Спортивно - оздоровительный модуль

$1üутренняя зарядка;

$1üзакаливание;

$1üвстречи с медицинским работником;

$1üвлажная уборка, проветривание;

$1üбеседы о вредных привычках;

$1üорганизация питания воспитанников;

$1üспортивные праздники;

$1üэкскурсии;

$1üподвижные игры;

$1üэстафеты;

$1üсоревнования.

3.

Поисково  -  творческий модуль

$1üколлективно-творческая деятельность;

$1ü  участие в мероприятиях;

$1ü  работа творческих мастерских;

$1ü  конкурсы;

$1ü  викторины.

4.

Познавательно - досуговый модуль

$1üвоспитательные мероприятия;

$1üбеседы;

$1üэкскурсии в природу;

$1üпоходы;

$1üвикторины;

$1üконкурсы.

5.

Трудовой модуль

$1üсамообслуживание;

$1üтрудовой десант.

6.

Социально-психологический модуль

$1üитоговое анкетирование;

$1ü индивидуальные беседы;

$1ü групповая работа;

$1ü тренинговые занятия;

$1ü работа социально-психологической службы.

 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ 

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Студентами 3-4 курса, кафедры педагогики и психологии осуществляются формы работы, как:
– диагностика;
– консультирование;
– коррекция;
– профилактика;
– просвещение.
    Деятельность психолога в воспитательно-оздоровительном учреждении имеют свою специфику, связанную с временной организацией детского коллектива. Исходя из этого, можно выделить следующие направления психолого-педагогического сопровождения.
1 – помощь в адаптации детей к новым социальным условиям.
  Социально-психологическая адаптация – эмоционально-чувственное приспособление психики ребёнка при включении его в новые социальные условия проживания во временном детском коллективе лагеря. Скорость протекания адаптации зависит от мотивации приезда в лагерь, заинтересованности, погруженности в жизнь детского коллектива, от условий, созданных педагогами и воспитателями для быстрого включения учащихся в жизнь отряда. Средством стимулирования социально-психологической адаптации служит система единых педагогических требований, выработанная в педагогическом коллективе детского лагеря.
   Адаптация является важным условием для полноценного и гармоничного отдыха. Для того чтобы она прошла успешно психолого-педагогическое сопровождение может состоять из: тренингов, направленных на первичное знакомство детей (проводятся в каждом отряде в первые дни смены) и тренингов, направленных на сплочение группы (каждый отряд должен почувствовать себя дружным коллективом, командой). Держать под контролем процесс адаптации поможет и постоянное наблюдение за отрядами на первых этапах смены, их коллективной деятельностью, общением с вожатыми, воспитателями и педагогами. Также необходимо проведение социометрического исследования, с целью выявления межличностных отношений в отряде и статусного положения каждого ребёнка (выявление лидеров, предпочитаемых и пренебрегаемых в общении).
2 – развитие и коррекция личностных качеств.
  Первым этапом реализации данного направления является диагностика личностных особенностей детей (самооценка, уровень агрессии, коммуникативные навыки, способы поведения в конфликтных ситуациях и т.д.). Далее работа может проходить как в индивидуальном, так и в групповом порядке. В индивидуальном – в том случае, если только один либо два участника отряда имеют специфические личностные характеристики. Допустим, неадекватно заниженная самооценка – с данными детьми проводятся индивидуальные консультации и занятия, направленные на повышение уверенности в себе и своих силах. Если по результатам диагностики намечена общегрупповая тенденция, то необходимо проведение групповой коррекционной работы, которая будет состоять из цикла коррекционно-развивающих занятий с элементами тренинга. Например, по результатам диагностики был замечен повышенный уровень агрессии, склонность к насилию у большинства участников отряда. В этом случае необходимо предпринимать следующие шаги:
 обозначить агрессивность как болезнь группы. В начале тренинга можно так и сообщить отряду: «Есть болезни, которые поражают не людей, а группы, классы, компании. Вот если человек не моет руки, он может подхватить инфекцию и заболеть. А если группа не следит за чистотой отношений, она тоже может заболеть – агрессией и насилием. Это очень грустно, это всем вредно и плохо. И давайте-ка вместе срочно лечиться, чтобы у нас был здоровый, дружный отряд»,
 сформулировать позитивные правила жизни в группе и заключить контракт. Например: «У нас никто не выясняет отношения кулаками. У нас не оскорбляют друг друга. У нас не смотрят спокойно, если двое дерутся – их разнимают». С детьми постарше разбираются более сложные ситуации, например, то, что люди по-разному чувствительны, и то, что для одного - дружеская борьба, для другого может быть больно. Правила выписываются на большом листе и за них все голосуют. Еще лучше – чтобы каждый поставил подпись, что обязуется их выполнять. Этот прием называется «заключение контракта»,
 контролировать группу с повышенным уровнем агрессии в течение всей смены. Каждый день для данного отряда должен включать как можно больше чётко организованных мероприятий и игр. Поскольку, если члены группы заняты выполнением поставленных перед ними задач, им просто нет нужды тратить время и силы на психологический террор. А невостребованность, безделье и скука вполне может быть компенсирована агрессией,
 презентации ценности каждого участника. В течение смены данный отряд должен увидеть, что каждый имеет признание в чем-то своем: один лучше всех рисует, другой юморит, третий забивает голы, четвертый придумывает игры. Это будет способствовать не только снижению уровня общей агрессии, но и повышению сплочённости группы.
Для развития таких личностных качеств, как чувство толерантности, сопереживания, сочувствия, коммуникативные навыки, умение считывать эмоциональные состояния другого человека можно использовать следующие задания:
– упражнения, направленные на развитие умения узнавать эмоции другого человека. В первую очередь по выражению лица. Для детей младшего возраста можно предложить картинки солнышка, где оно улыбается, хмуриться, грустит. На их примере будет достаточно легко объяснить отличительные особенности эмоционального состояния. Также можно давать определённые задания. Например, улыбнись, как кошка, лежащая на солнышке; нахмурься, как туча перед дождём и т.д. Для подростков будет гораздо интересней самим по фотографиям узнать эмоцию. Для этого понадобятся заготовки (карточки) с изображениями людей в различных эмоциональных состояниях. На каждой из карточек должна явно прослеживаться эмоция человека, задача группы или участника узнать, что это за эмоция, по каким признакам это состояние они определили, что человек хочет и может сказать своим выражением лица;
– упражнения, направленные на развитие умения определять эмоциональные переживания человека по его интонации. Для этого можно подобрать любой короткий текстовый фрагмент (лучше стихотворение) и карточки с названием эмоций (страх, гнев, радость, удивление). Количество карточек будет зависеть от количества участников (групп). Каждый участник вытягивает карточку с названием эмоции и в зависимости от неё читает отрывок предлагаемого произведения (радость, уныние, злость);
– упражнение «Отгадай чувство». Для него понадобятся чистые листы и фломастеры, карточки с наименованиями чувств. Даётся следующая инструкция: «По очереди один из вас постарается изобразить без слов, как выглядит человек, испытывающий это чувство. А остальные должны назвать его». После этого проходит обсуждение: «Что было легче – изображать или отгадывать чувства? Какие чувства изображать легче – хорошие или плохие?». Также можно попросить нарисовать то или иное чувство (это может быть не только портрет, но описание природы, геометрические минут, смотрящийся фигуры и т.д.);
– упражнение «Зеркало». Способствует пониманию состояния другого человека. Группа разбивается на пары. Один из участников – это зеркало, другой – смотрящийся. В течение 1-3 должен кривляться, изображать различные эмоции, двигаться перед зеркалом, а зеркало – в точности отображать увиденное. Каждый участник должен выступить в роли «смотрящегося» и в роли «зеркала». Данное задание интересно для любого возраста.
3 – развитие лидерских навыков.
   Проведение тренингов, направленных выработку умений отстаивать свои позиции по конкретному вопросу, поиск и реализация нестандартных решений в обычных жизненных ситуациях. Данные задания включают в себя методы проблемного обучения. Отряду можно представить для обсуждения любую известную сказку и спросить, как они бы решили возникшую проблему другим, не описанным в сказке методом. (Например, чтобы они сделали на месте колобка, как бы обхитрили лису и т.д.).
4 - работа с одарёнными детьми.
   Данная работа включает в себя развитие способностей участников отряда – творческие, интеллектуальные, художественные, коммуникативных, создание условий для их проявления и представления окружающим.
5 – профилактика суицидального поведения.
   Это направление актуально для подростковых отрядов. Прежде всего, необходимо наличие карты настроений, исходя из которой, можно отслеживать изменения в эмоционально сфере каждого члена отряда. При наличии детей с повышенным уровнем тревожности следует проводить индивидуальную консультационную работу, включающую в себя выработку навыков позитивного мышления, раскрытие творческого потенциала личности, определение круга значимых «близких».
6 – пропаганда здорового образа жизни.
   Работа по профилактике вредных привычек, агитация за здоровый образ жизни, просветительская работа, направленная на формирование психологической культуры и психологического здоровья личности (проведение тематических занятий, дискуссий, пресс-конференций, круглых столов и дебатов). Одним из действенных методов данного направления является создание агитбригад из отрядов, выступление которых будет посвящено заявленной тематике (борьбе с курением, алкоголизмом, наркоманией и т.д.).
7 – гендерное воспитание.
   Может осуществляться с помощью ролевых игр, мини-спектаклей, где будут разыгрываться сценки из реальной семейной жизни, продумываться различные способы решения конфликтов, умения находить компромиссы, вырабатываться осознание женской и мужской роли в обществе.
8 – работа с детьми, состоящими на учёте в ИДН и/или в социально опасном положении.
   Это наиболее трудоёмкое направление, включающее в себя диагностику эмоционального состояния данных детей, детско-родительских отношений, помощь в адаптации к новым социальным условиям, профилактика насилия и жестокости.
  Необходимо отметить, что для организации полноценно летнего отдыха необходимо совместное сотрудничество всех участников воспитательно-оздоровительного процесса: вожатых, воспитателей, педагогов, психологов, администрации, родителей и детей.

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

    Организуя разнообразную и по формам, и по содержанию деятельность, педагогический коллектив создаёт условия для того, чтобы как можно больше положительных качеств ребят проявлялось, активизировалось и развивалось.
  Дети приходят в разновозрастный отряд и очень важно из шумной неорганизованной группы детей сформировать коллектив, помочь детям освоить различные виды деятельности, приобрести конкретные знания и умения, формировать лидерские качества в детях.
Проанализировать результаты работы всего коллектива лагеря поможет и мониторинговая деятельность, и материалы по рефлексии мероприятий, и отзывы детей.
В течение смены ведется работа по укреплению самооценки участников смены, развитию сплоченности коллектива. Воспитатели проводят собеседования с ребятами, анализируют мероприятия. Во время смены ребята заполняют анкету: «Что для вас значит лагерь».
С помощью «Листка откровений» воспитатели получали отзывы детей о проведенных мероприятиях и жизни лагеря. «Листок откровений» расположен в каждом отряде, в доступном месте и дети всегда имеют возможность сделать в нем запись.

Вид диагностики

Методы диагностики

Входная

диагностика

Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:

$1§  анкетирование;

$1§  беседы в отрядах;

$1§  планерки администрации лагеря, вожатых и воспитателей.

Пошаговая

диагностика

$1§  Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря.

$1§  Беседы на отрядных сборах.

Итоговая

диагностика

$1§  Анкетирование

$1§  Творческий отзыв (рисунок «Вместе мы отряд»)

$1§  Беседы в отрядах

$1§  Цветопись

Методы диагностики:
 Анкета на «входе» (стартовая)
 Анкета на «выходе»
 Антропометрические исследования детей

Мониторинговое исследование

Мероприятие

Ответственный

Дата

1

Входное анкетирование

Воспитатели,

 вожатый

 

2

Рефлексия мероприятий.

Воспитатели,

вожатый

В теч. смены

3

Мониторинговое исследование «Выбор»

Воспитатели,

 вожатый

 

4

Мониторинговое исследование «Игра в слова»

Воспитатели,

вожатый

В теч.

смены 

5

Методика опросника

Воспитатели,

вожатый

 

6

Итоговое анкетирование

Воспитатели, вожатый

 

  Контроль над исполнением программы осуществляется администрацией ДЮСШ. Форма контроля: итоговая аналитическая справка.

 

Talk to us

87143072488