Аркалыкский педагогический институт им. И. Алтынсарина

  • Главная
  • Общая информация
  • СМИ об институте.
  • СМИ об институте 2011-2013
  • Кайрат Есмаганбетов, "ПОТРЕБНОСТИ НАСТОЯЩЕГО БЕЗ УГРОЗЫ БУДУЩЕМУ", Арқалық хабары. -2011. -22 сәуір. –б.5

Кайрат Есмаганбетов, "ПОТРЕБНОСТИ НАСТОЯЩЕГО БЕЗ УГРОЗЫ БУДУЩЕМУ", Арқалық хабары. -2011. -22 сәуір. –б.5

АркГПИ в очередной раз стал международной диалоговой площадкой. Достаточно сказать, что в недавно состоявшейся международной научно-практической конференции в стенах АркГПИ приняли участие представители региональных экспертных групп ООН, ОБСЕ, а также представители научных кругов зарубежных стран. Думается, столь широкое представительство авторитетных организаций и вузов объясняется не только актуальностью тематики конференции, но и растущим престижем местного вуза, который за последние пару лет активно распространяет свое влияние не только по республике, но и за ее пределами. В данном случае инициатива проведения мероприятия принадлежит доценту, кандидату биологических наук Ботагоз Шаймардановой.

На конференцию «Новая дисциплина «Экология и устойчивое развитие»: проблемы и перспективы» были приглашены доктор философии (PhD), член экспертной группы ЕЭК ООН по индикаторам ОУР Лайма Галкуте (Вильнюс, Литва), представитель центра ОБСЕ в Астане Наталья Ищенко, член экспертной группы ЕЭК ООН по индикаторам ОУР, эксперт регионального экологического центра Центральной Азии, менеджер программы ОУР Татьяна Шакирова и около двух десятков гостей из других вузов.

«Устойчивое развитие является развитием, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». Так был трактован термин устойчивое развитие еще в 1987 году комиссией Брундлант  в ООН. Согласно историческим фактам, термин «устойчивое развитие» впервые использовался в природопользовании. Как известно, природные ресурсы нашей планеты близки к истощению, и согласно первоначальной трактовке устойчивого развития, человечество должно рационально их использовать, находить другие пути решения этого вопроса и т.п. Позже множество экспертов пришли к выводу, что охрана окружающей среды без решения социальных и экономических проблем просто невозможна. Таким образом, концепция устойчивого развития стала триединой. Задача УР – решать проблемы согласно трем составляющим – социальной, экономической и экологичекой.

Безусловно, устойчивое развитие – явление относительно новое для Казахстана, в частности и для Аркалыка. Это масштабное учение, в спектре задач которого числятся актуальные проблемы общества, экономики и экологии. На сегодняшний день для результативности работы по направлению УР во многих странах идет интенсивная интеграция УР в сфере высшего образования. С 2009 года дисциплина «Экология» была заменена на новую – «Экология и устойчивое развитие». Почти вдвое был увеличен объем часов по этому предмету.

В первый день конференции гости имели возможность увидеть уровень материально-технической базы института, его оснащенность. Знакомство с институтом протекало около часа. Начиная с библиотечного комплекса и заканчивая посещением 4 этажа, где вывешены работы студентов-художников, гости смогли детально ознакомиться с теми условиями, которые созданы для обучающихся.

Ближе к полудню в актовом зале прошло пленарное заседание с участием ректора Аркалыкского государственного педагогического института им. И.Алтынсарина, доктора биологических наук, профессора Жасулана Шаймарданова, заместителя акима Аркалыка Накана Шалдыбаева, ряда прибывших гостей, студентов и профессорско-преподавательского состава вуза.

Ж.Шаймарданов акцентировал внимание на актуальности и масштабности этого проекта, о преимуществах новой дисциплины «Экология и устойчивое развитие». «Как показывает опыт, деятельность человека негативно сказывается на окружающей среде. Доказательством тому служат участившиеся случаи природных катаклизмов, изменение климата», - сказал он. – «Несчастье в Японии, имевшее место совсем недавно, унесло жизни тысяч людей. А японцы по праву считаются самой подготовленной нацией к подобного рода чрезвычайным ситуациям. Сила природы несоизмерима с человеческими возможностями, и дабы обрести гармонию между идущей вперед цивилизацией и окружающей средой, нужно осознавать необходимость устойчивого развития, обеспечение безопасности для будущих поколений».

Затем Ж.Шаймарданов предоставил слово для доклада доценту Казахского национального педагогического университета им. Абая, кандидату географических наук, Бахадурхану Абдиманапову. Гость из южной столицы презентовал свою работу на тему «Устойчивое развитие в контексте экологической безопасности территории». С помощью показа слайдов был продемонстрирован уровень техногенных, природных катастроф и прочих ЧП в Казахстане за разные годы.

Следующий доклад предоставила вниманию собравшихся доцент Международной академии бизнеса, кандидат химических наук Анар Колушпаева на тему «Образование в интересах устойчивого развития». Далее выступила с докладом «Болонский процесс и образование в интересах устойчивого развития – в поисках общей дороги» PhD Лайма Галкуте. С не менее содержательным докладом выступила кандидат биологических наук, менеджер программы ОУР Татьяна Шакирова. Ее работа была посвящена теме «Сетевое взаимодействие и партнерство как основа для внедрения инноваций в систему высшего образования». Посредством слайдов были наглядно продемонстрированы основные направления ОУР, опыт зарубежных стран.

Завершила серию докладов доцент АркГПИ, эксперт экологии и устойчивого развития Ботагоз Шаймарданова. В ходе ознакомления со своей работой «Продвижение образования в интересах устойчивого развития в систему высшей школы Казахстана» Ботагоз  Хасымовна более детально раскрыла ситуацию внедрения ОУР в Казахстане.

Во второй половине дня началась секционная работа в трех аудиториях. Обсуждались, по мнению Ботагоз Хасымовны, многие вопросы, которые непосредственно касаются осуществления стратегии устойчивого развития в Казахстане.

Были организованы тематические стенды. Ближе к вечеру после окончания работы в секциях гости имели возможность познакомиться с представленными там материалами.

На второй день эксперты и специалисты ОУР поделились своим опытом с преподавателями как нашего, так и других вузов. Мастер-класс длился около трех часов. За этот небольшой промежуток времени был представлен во внимание широкий методический материал. По мнению собравшихся, лекции получились лаконичными, и в то же время не в ущерб содержанию. «Были даны ценнейшие советы от мировых экспертов – это несомненно большой опыт для нас» говорят участники мастер-класса.

Завершилась конференция заключительным пленарным заседанием. Согласно резолюции, в адрес конференции поступило 107 статей, на заседаниях 3 секций заслушано в общей сложности 15 докладов и 14 стендовых сообщений.

Сохранность нашей планеты несомненно вопрос первостепенной важности. Как было сказано в одном из докладов конференции, для того чтобы встать на путь устойчивого и долгосрочного развития мы должны изменить прежде всего свое мышление, которое должно ориентироваться на бережливое отношение к природе и ее ресурсам. Ведь от нашего отношения к окружающей среде зависит будущее новых поколений.

Talk to us

87143072488